Полученные детьми знания необходимо закрепить на следующих занятиях. С детьми надо провести три-четыре занятия, все время, меняя материал. В результате дети начинают относительно свободно пользоваться новыми словами, рассказывают, как они сами составляли «много».
На следующих занятиях детей учат находить множества в окружающей обстановке и предметы, имеющиеся в единственном числе.
Работу начинают с упражнения в раскладывании указанного количества предметов (1, много) на 2 полосках разного цвета. Полоски размещаются слева и справа или вверху и внизу. Даются задания, например: «Слева, на красную полоску положить один грибок, а справа, на синюю полоску – много грибков» меняя местами полоски или меняя указания о количестве предметов, которые надо поместить на каждую из них, педагог учит детей связывать количество предметов сначала с цветом полосок, а позднее – с их пространственным расположением. Такой работе отводится 2-3 занятия. После выполнения детьми задания педагог просит их назвать, сколько игрушек у них на каждой из полосок, помогает вспомогательными вопросами. На втором таком занятии их учат указывать на местоположение полосок.
Далее проводятся занятия, на которых дети по поучению воспитателя находят на столе и приносят 1 или много каких-либо игрушек. Одни и те же игрушки необходимо представить и в единственном числе, и группой. В начале занятия педагог рассматривает с детьми, какие игрушки стоят на каждом столе, и обращает их внимание на то, много их или одна. Воспитатель учитывает уровень развития малышей и дает им поручения разной степени сложности.
Дальнейшее усложнение условий выполнения заданий состоит в том, что на один и тот же стол ставят 1 какую-либо игрушку и много других игрушек, например одну елочку и много грибков. Детям одновременно надо найти 1 и много. Они теперь не приносят игрушки, а подходят к столу и рассказывают, что на нем нашли. Позднее дети находят игрушки по указанию педагога. На этих занятиях ведется тщательная работа над речью детей. Они учатся пользоваться словами много и один. Согласовывать числительное один (одна, одно) в роде, числе и падеже с существительным.
Расширяется площадь поисков. Группы игрушек и отдельные игрушки располагаются на разных предметах. Воспитатель указывает детям на предметы, на которых расположены игрушки: «Посмотрите, каких игрушек много и какая только 1 на ковре». В группы могут включаться предметы, которые наряду с общими для всех их признаками имеют и признаки различия. Когда дети найдут группу и назовут признак общий для всех ее предметов, педагог ставит вопросы об их цвете (размере). Он помогает малышам выделить части группы: «На ковре много кирпичиков. Из кирпичиков можно построить дорожку, заборчик, домик. Часть кирпичиков красного, а часть – синего цвета». В результате таких упражнений детям становится доступным нахождение совокупностей предметов и единичных предметов в естественных условиях окружающей обстановки.
Умение выделять качественные признаки предметов позволяет перейти к анализу количественных отношений между ними. У детей появляется способность абстрагировать количественную сторону от многочисленных свойств предметов. Начинается второй этап работы по формированию количественных представлений.
До обучения детей счету с помощью числительных следует учить их приемам взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого – приемам наложения одного множества на другое, а затем приемам приложения одного множества к другому.
Наиболее простым является прием наложения. Элементы множества в таких случаях необходимо располагать в ряд. Накладывать предметы на рисунки следует правой рукой слева направо по порядку, один предмет за другим. Воспитатель показывает на доске, как нужно накладывать предметы: с какой стороны следует начинать, затем предлагает детям показать пальчиком направление движения руки слева направо.
Детям раздаются карточки с нарисованными на них в ряд предметами, на одной из карточек имеются, например, два гриба, на другой — три. Кроме того, каждому ребенку дается коробка с грибками (предметами), причем количество их больше, чем нарисовано на карточке. До начала работы воспитательница показывает и рассказывает, как следует накладывать грибки. Количество грибков на карточке меняется: разложив грибки на первой карточке, дети переходят к следующей (с тремя грибками) и т. д. В дальнейшем количество грибков может быть увеличено до пяти, поскольку множество еще не выражается числом. Важно, чтобы дети почувствовали, что множества бывают различными по численности, еще не считая их. У них должен сформироваться интерес к способу различения этих множеств, т. е. к счету.
Статьи по педагогике:
Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...
Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатиру ...
Типы и стили родительского воспитания
Родитель - это особая педагогическая профессия и лучшим семейным педагогом является сама жизнь родителей. Мудрый родитель всегда поможет своему ребенку активизировать энергию заботы о себе. Когда родитель живет ради ребенка, переживает за него, он забирает энергию ребенка, буквально родитель «прожи ...