Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополнительных средствах и условиях обучения, лечения, воспитания. Разрабатываются различные модели "мэйнстриминга", а также программы обучения для "специальных" школ. Очевидно, что в этих случаях основное внимание уделяется интеллектуальному развитию и материальным условиям, необходимым для достижения той школы, преимущества которой отстаиваются.
Что же касается социального и эмоционального развития, рассуждают следующим образом: если аномальный ребенок в самом начале получает достаточный социальный опыт, если окружающие продолжают относиться к нему как в равному, если контакты нормальные, то этого уже достаточно. Хотя это вполне верно, я бы охарактеризовал этот подход как слишком идеалистический и односторонний.
Исходя из предложения, что под термином "интеграция" прежде всего подразумевается включение в общество, я буду защищать положение о необходимости раннего, систематического, интенсивного наблюдения за социальным и эмоциональным развитием аномального ребенка.
Дети с различными аномалиями (слуха, зрения, моторными, речевыми, дети, отстающие в обучении, расторможенные и т.д.) составляют группу социального и эмоционального риска.
Для социального и эмоционального развития существенно важны общение, социальный опыт и мыслительные способности. Дети с сенсорными нарушениями имеют дефицит такой необходимой информации, так как просто не воспринимают ее. Дети с физическими недостатками (особенно маленькие) также лишены достаточной информации, поскольку ограниченная подвижность не позволяет устанавливать достаточного количества контактов. Дети с нарушением внимания (Attention Deficit Disorder) также упускают многое из невыраженной информации, а для того, чтобы полноценно воспринять и обобщить информацию, необходим определенный уровень интеллекта.
Если перед ребенком возникнет проблема, родители либо попытаются предотвратить само ее появление, или будут пытаться решить ее за ребенка. Таким путем можно, конечно, всякий раз справляться с затруднительным положением или ситуацией. Однако в этом скрыта опасность гиперопеки, которая не замедлит сказаться на ребенке, поскольку, хотя эти реакции логически верные, они никогда не принесут пользы ребенку. Такая ситуация будет мешать ему обрести достаточные социальные знания, интуицию, опыт, а также приучит к тому, что ни родители, ни учителя не относятся к нему как к самостоятельной личности, не видят в нем равноправного человека. Эта негативная тенденция усиливается, если ребенка направят в специальную школу, где и так чрезвычайно много "опекают" детей с трудностями в поведении. Социально-эмоциональное развитие ребенка в системе специального образования часто буквально застывает, и необходимо это изменить.
В последнее десятилетие разработан ряд программ, направленных на социально-эмоциональное развитие детей, нуждающихся в особой помощи. Большинство из них предполагается обсуждение в ходе урока разнообразных ситуаций, примеров нежелательного и допустимого поведения и т.п. Эти программы подробно и тщательно разработаны и тесно связаны с каждодневной практикой детей. Сегодня существует множество программ, базирующихся на подобном подходе, хотя в деталях они значительно отличаются друг от друга.
В подобных программах, где акцент ставится на обучении соответствующему поведению, социальные навыки подразделяются на части. Например, если Вы хотите научить ребенка быть хорошим слушателем, предлагается по частям, шаг за шагом выработать у него следующие навыки:
время от времени смотрите на партнера;
кивайте или говорите "мгм-мгм" в знак согласия;
Статьи по педагогике:
Внеурочная деятельность младших школьников при организации
ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...
Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...
Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой
художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...