повторяйте вкратце то, что сказал собеседник;
спрашивайте то, чего Вы не поняли;
говорите другому то, что Вы думаете по этому поводу.
Выработать навыки критики сложнее. Если Вы собираетесь критиковать кого-либо, Вы должны:
обдумать, с чем именно Вы не согласны;
сказать партнеру, что Вы хотите что-то обсудить с ним;
оставаясь спокойным, объяснить, в чем именно проблема;
выслушать реакцию собеседника;
спросить, как он собирается поступить.
Эти и другие навыки практикуются в "набросках", в ролевых играх, а после этого воплощаются в каждодневной практике через систему награждений.
Такой тип программ имеет очень много недостатков. Ведь "правильное" поведение зависит, прежде всего, от конкретных обстоятельств, конкретный социальной ситуации. К примеру, чтобы представиться другим людям, можно, подойдя к каждому, пожать руку и сказать: "Приятно познакомиться. Меня зовут…" Но такое поведение совершенно не подходит в том случае, если ребенок пришел впервые в новую школу. Смотреть прямо в глаза, когда вам что-то рассказывают, принято в Западной Европе, но совершенно не годится для восточных стран, и т.д. и т.п. Таким образом, насколько это вообще полезно и разумно: научить ребенка точным образцам социального поведения?
Второй недостаток обучения поведенческим моделям можно проиллюстрировать примером критики кого-либо в соответствии с рекомендациями, данными выше. Описанные рекомендации подразумевают, что собеседник готов считаться с Вашими чувствами. Но если другой человек придерживается совершенно иной точки зрения и не имеет желания изменить свое поведение, возникает новая проблема, которую нужно решить! И для решения такой проблемы необходимо, чтобы партнеры по диалогу умели поставить себя на место другого, чтобы учитывать чужое мнение.
Оба рассмотренных недостатка связаны с отсутствием достаточного понимания социальных ситуаций, поскольку подобные программы игнорируют важность социального знания.
Есть, наоборот, программы, направленные исключительно на развитие понимания социальных ситуаций, социальных знаний. Обычно они концентрируются на обеспечении развития от эгоцентричного мышления к социоцентричному. Этой перестройке способствует прослушивание рассказов и ответы на вопросы об отношении к персонажам, а также проведение групповых дискуссий о ситуациях, случившихся в жизни. Основная мысль, из которой исходили специалисты при разработке социальных программ, та, что понимание социальных отношений позволит оценивать поведение конкретного человека и корректировать свое собственное поведение. Эта мысль, несомненно, верна, но отношения между знанием и реальным поведением не настолько просты и непосредственны, как кажется. Укоренившиеся, застывшие поведенческие модели и сложность жизненных ситуаций мешают ребенку совместить теорию с практикой.
Таким образом, программы, рассчитанные на определенный срок обучения, не уделяющие должного внимания умению обобщать и трансформировать знания, никогда не приведут к заметному результату: ни сразу, ни в будущем.
Программа, которую я хотел бы обсудить сейчас - PATHS (что означает обучение альтернативным способам мышления), отличается от других объемом (не менее двух уроков в неделю в течение двух-трех лет) и тем, что учителю дается множество "подсказок": как относиться к ученикам, связывать "теорию" и каждодневную практику, и, что особенно важно, программа нацеливает внимание учителя на развитие речи детей. В целом программа прежде всего направлена на то, чтобы сделать ученика как можно более независимым в своем поведении. В результате работы ученик должен научиться отвечать за себя.
Учебная программа PATHS первоначально была разработана для глухих детей и детей с серьезными нарушениями слуха Н.Т. Гринбергом (Вашингтонский университет). В Нидерландах она была представлена родительской организацией FODOK. Впоследствии в Америке эта программа была адаптирована для более широкого круга детей, и в этом году ее реализация проходит в разных типах специальных школ Голландии. Программу нельзя купить в книжных магазинах, ее получают только те школы, в которых работают учителя, обучающиеся на курсах повышения квалификации ("het Seminarium voor Orthopedagogiek" of the HMN - polytechnics), где они и могут заказать все материалы для работы.
Статьи по педагогике:
Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами ...
Определение понятий "образование" и "воспитание",
конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, ...
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...