Учебная программа PATHS состоит из трех частей. Первая - начинается с контроля импульсов, вторая касается чувств, третья - решения проблемных ситуаций. Обучение самостоятельному мышлению - общий подход для всех трех частей.
Формула "Думай, прежде чем поступить" - является важным принципом, осознать который ученикам помогает обсуждение рассказов, героем которых является маленький черепашонок. Из-за импульсивности у него было очень мало друзей, и из-за этого он очень переживал. Старая черепаха учила его: "Прежде чем снова разозлиться, на минуту спрячься в свой домик". Таким образом, у черепашонка появлялось немного времени для того, чтобы подумать, что он делает. После того, как он воспользовался этим советом, черепашонок замечает, что другие животные позитивно реагируют на его новое поведение. Он стал больше прощать другим и почувствовал себя лучше. Ученики разыгрывают ту или иную ситуацию, обсуждают, как сами они действовали бы в разыгранной ситуации. Существует несколько возможностей экстериоризировать такой самоконтроль: можно сделать баскетбольный жест "time - aut" или "как черепашка": руки "крест-накрест" перед грудью или громко посчитать до десяти, сунуть в карманы сжатые в кулак руки и с шумом выдохнуть воздух и т.д. Затем дети должны научиться применять свое умение самоконтроля в повседневной жизни. Для того, чтобы разбить укоренившуюся в ребенке привычку к импульсивному поведению, применяется система награждения.
Вторая часть учебной программы PATHS направлена на развитие чувств. При помощи иллюстраций, ролевых игр, групповых дискуссий и т.д. проясняется значение большинства слов, выражающих чувства. Сначала работа проводится со словами, выражающими простые эмоции противоположного характера: рад, расстроен, зол, испуган; все это обсуждается в классе. Противопоставление (приятно - неприятно) чувств очень важно, или как дети знакомятся с "желтыми" и "голубыми" чувствами. Абсолютно неприемлемо употребление слов "дурные", "порочные" чувства: испытывать неприятные ощущения совсем не дурно! Все чувства допустимы и нормальны; лишь поведение может быть дурным или хорошим. Достаточно скоро дети понимают, что одна и та же ситуация вызывает у разных людей разные чувства: кто-то любит собак, а кто-кто их боится.
Впоследствии дети знакомятся с более сложными чувствами ("гордость", "фрустрация", "унижение", "возбуждение" и т.д.) и с их оттенками. На так называемом "термометре чувств" можно проиллюстрировать, например, разницу между раздражением, злобой и бешенством. Кроме того, дети начинают знакомиться с чувствами на "чувствах - масках". Каждый ребенок создает серию таких масок, и учитель побуждает детей в течение дня использовать их, и ребенок может выложить на стол одну, две, три маски. Таким образом они узнают, что в один и тот же момент можно испытывать разные чувства, в том числе чувство удовольствия и неудовольствия.
При описываемом подходе ребенок учится не только выражать свои чувства, но и реагировать на выражение чувств других, входить в положение другого. В классе обсуждают вопросы типа: "Почему ты завидуешь?" Иногда ребенок может наблюдать, что сам учитель разозлился и тоже должен контролировать себя!
Далее проводится важная работа по различению поведения и чувств. Уделяется внимание допустимому и недопустимому поведению, необходимости говорить комплименты, хорошим манерам, принятым в обществе. Дети постепенно понимают, что хорошее отношение к другим людям, в свою очередь, вызывает добрые чувства со стороны других. Особое внимание уделяется понятию "частный" ("личный"). Человек имеет право хранить свои чувства в секрете, и это необходимо уважать. У детей, кроме желтых и голубых масок, есть также белая маска, выражающая секретное, личное чувство.
Статьи по педагогике:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...
Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы: 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся — УМК определяет целевую программу действ ...
Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...