Учебная программа PATHS состоит из трех частей. Первая - начинается с контроля импульсов, вторая касается чувств, третья - решения проблемных ситуаций. Обучение самостоятельному мышлению - общий подход для всех трех частей.
Формула "Думай, прежде чем поступить" - является важным принципом, осознать который ученикам помогает обсуждение рассказов, героем которых является маленький черепашонок. Из-за импульсивности у него было очень мало друзей, и из-за этого он очень переживал. Старая черепаха учила его: "Прежде чем снова разозлиться, на минуту спрячься в свой домик". Таким образом, у черепашонка появлялось немного времени для того, чтобы подумать, что он делает. После того, как он воспользовался этим советом, черепашонок замечает, что другие животные позитивно реагируют на его новое поведение. Он стал больше прощать другим и почувствовал себя лучше. Ученики разыгрывают ту или иную ситуацию, обсуждают, как сами они действовали бы в разыгранной ситуации. Существует несколько возможностей экстериоризировать такой самоконтроль: можно сделать баскетбольный жест "time - aut" или "как черепашка": руки "крест-накрест" перед грудью или громко посчитать до десяти, сунуть в карманы сжатые в кулак руки и с шумом выдохнуть воздух и т.д. Затем дети должны научиться применять свое умение самоконтроля в повседневной жизни. Для того, чтобы разбить укоренившуюся в ребенке привычку к импульсивному поведению, применяется система награждения.
Вторая часть учебной программы PATHS направлена на развитие чувств. При помощи иллюстраций, ролевых игр, групповых дискуссий и т.д. проясняется значение большинства слов, выражающих чувства. Сначала работа проводится со словами, выражающими простые эмоции противоположного характера: рад, расстроен, зол, испуган; все это обсуждается в классе. Противопоставление (приятно - неприятно) чувств очень важно, или как дети знакомятся с "желтыми" и "голубыми" чувствами. Абсолютно неприемлемо употребление слов "дурные", "порочные" чувства: испытывать неприятные ощущения совсем не дурно! Все чувства допустимы и нормальны; лишь поведение может быть дурным или хорошим. Достаточно скоро дети понимают, что одна и та же ситуация вызывает у разных людей разные чувства: кто-то любит собак, а кто-кто их боится.
Впоследствии дети знакомятся с более сложными чувствами ("гордость", "фрустрация", "унижение", "возбуждение" и т.д.) и с их оттенками. На так называемом "термометре чувств" можно проиллюстрировать, например, разницу между раздражением, злобой и бешенством. Кроме того, дети начинают знакомиться с чувствами на "чувствах - масках". Каждый ребенок создает серию таких масок, и учитель побуждает детей в течение дня использовать их, и ребенок может выложить на стол одну, две, три маски. Таким образом они узнают, что в один и тот же момент можно испытывать разные чувства, в том числе чувство удовольствия и неудовольствия.
При описываемом подходе ребенок учится не только выражать свои чувства, но и реагировать на выражение чувств других, входить в положение другого. В классе обсуждают вопросы типа: "Почему ты завидуешь?" Иногда ребенок может наблюдать, что сам учитель разозлился и тоже должен контролировать себя!
Далее проводится важная работа по различению поведения и чувств. Уделяется внимание допустимому и недопустимому поведению, необходимости говорить комплименты, хорошим манерам, принятым в обществе. Дети постепенно понимают, что хорошее отношение к другим людям, в свою очередь, вызывает добрые чувства со стороны других. Особое внимание уделяется понятию "частный" ("личный"). Человек имеет право хранить свои чувства в секрете, и это необходимо уважать. У детей, кроме желтых и голубых масок, есть также белая маска, выражающая секретное, личное чувство.
Статьи по педагогике:
Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе
Развитые страны всё больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро. Для того ч ...
Методики сбора, обработки и хранения педагогической
информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...
Особенности формирования представлений
о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...