Интеграция рабочих профессий - социально-педагогическая категория, обозначающая процесс и результат новообразования целостности группы профессий, которая обладает системными качествами межотраслевого, отраслевого и внутриотраслевого взаимодействия, конвергенции и дивергенции профессий, а также механизмами взаимосвязи и изменения трудовых функций рабочего, содержания и структуры профессиональной подготовки, обусловленных обратной связью образуемых системных средств и качеств профессиональной деятельности.
В основу интеграции профессиональной подготовки положены четыре характеристики общности: социально-экономическая, научно-техническая, дидактическая и психофизиологическая. Социально-экономическую общность характеризуют качества личности, степень автоматизации и механизации труда, отраслевая и межотраслевая принадлежность профессии; научно-техническую - принципы действия машин и механизмов, сходство технических объектов, закономерности технологических процессов; дидактическую - объем и содержание общеобразовательных, специальных предметов и производственного обучения, содержание учебников, учебных и методических пособий, соответствие формам, методам, средствам обучения; психофизиологическую - качества личности, необходимые для успешного выполнения деятельности, условия приема, переработки и принятия информации и решений, параметры умственной и исполнительно-двигательной деятельности, физиологические данные организма, основные медицинские противопоказания.
Группировка рабочих профессий и определение квалификационной структуры осуществляются на четырех уровнях обобщения: общепроизводственном, общеотраслевом, общепрофессиональном и частнопрофессиональном. Первый из них предусматривает подготовку межотраслевого значения по сквозным профессиям на основе реально существующей межотраслевой интеграции в науке, технике и на производстве. На втором (общеотраслевом) уровне готовят рабочих по профессиям широкого профиля, общим для всей отрасли. Третий (общепрофессиональный) уровень обеспечивает подготовку рабочих по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли. На четвертом (частнопрофессиональном) уровне подготавливаются рабочие по группам профессий и отдельным профессиям узкого профиля.
Межотраслевая и отраслевая интеграция производства усиливают И. р. п., что объективно требует расширения профиля подготовки молодых рабочих. Узкопрофильная специализация не удовлетворяет требования научно-технического прогресса с точки зрения эксплуатации техники и технологии производства, его организации. Формирование принципиально новой профессионально-квалификационной структуры рабочих возможно на основе интеграции узкопрофильных профессий в новые укрупненные группы. Это позволит удовлетворить потребности производства, решить комплекс насущных проблем экономического, социального и педагогического значения.
В настоящее время выделены следующие направления в И. р. п.:
совмещение профессий наукоемких производств и сферы услуг при подготовке конкурентоспособных рабочих, служащих и специалистов по новым видам деятельности, требующим знания менеджмента, маркетинга и основ малого бизнеса;
расширение видов деятельности за счет совмещения функций рабочих основных профессий и специальностей, входящих в единый технологический цикл (например, "маляр-штукатур-плиточник");
переход на более высокую ступень деятельности в связи с совершенствованием используемого оборудования (например, станочник становится операторов станков с ЧПУ).
Интеграция учебных заведений - процесс упорядочения, согласования и объединения (поглощения, слияния, объединения, сближения) отдельных структур и функций системы в целостный организм, в том числе и другого качества.
Она может осуществляться на основе административного принуждения, экономической выгоды или сходства интересов, целей и ценностей индивидов, групп, классов, организаций, государств.
Существует большое разнообразие форм интеграции - от политической, военной до экономической. Последняя форма связана с экономическими интересами нескольких производителей товаров или услуг, в том числе образовательных, в их сближении или объединении для повышения конкурентоспособности, естественного стремления к полной или частичной монополизации отдельных секторов рынков товаров или услуг и для сокращения издержек на их производство.
Экономическая интеграция в образовании может быть связана с объединением отсталых нерентабельных учебных заведений, воспроизводящих безработицу среди своих выпускников, с учебными заведениями, удовлетворяющими рыночный спрос на образовательные услуги, что обеспечивает снижение безработицы среди молодежи и взрослого населения (оценка целесообразности интеграции по конечному результату деятельности). Такая интеграция, как правило, дает и другие эффекты: повышение качества обучения, рост внебюджетных доходов и спроса потребителей на образовательные услуги, повышение эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых учебных заведений, их расширенное воспроизводство за счет реновации внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию инженерно-педагогических кадров, доплаты за участие в коммерческой деятельности и т.д.
Статьи по педагогике:
Диагностическое обследование склонности к девиантному поведению подростков в
ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району
Вторая часть нашего исследования посвящена опытно-педагогической работе по теме ВКР; она включает в себя следующие этапы: 1 этап – проведение диагностического исследования по теме работы; 2 этап – изучение методов и форм профилактики отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России ...
Понятие о методе обучения
Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям. В наше время развитию творческих сп ...
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...