И. у. з. региональной системы образования может быть вертикальной и горизонтальной. В первом случае объединяются учебные заведения различных типов и уровней - дошкольные учреждения, общеобразовательные школы (гимназии), профессиональные училища (лицеи), техникумы (колледжи) и вузы. Примером такой интеграции может служить научно-образовательный комплекс (НОК) в г. Гатчине Ленинградской области, в состав которого входит академическая гимназия, профессиональный лицей и Ленинградский областной институт экономики и финансов. Во втором случае объединяются учебные заведения одного уровня региональной системы образования - общего образования или начального, или среднего, или высшего профессионального образования.
Интеграция профессиональных училищ (лицеев) должна осуществляться на общих и частных принципах. К первым относятся:
объединение в целое без потери самостоятельности;
объединение с частичной потерей самостоятельности;
объединение в новое образование (поглощение), с новым качеством, которое обладает чертами, отличающимися от любого ранее существующего образования.
Ко вторым следует отнести следующие:
принцип выделения базового училища как ядра интеграции нескольких профессиональных училищ (лицеев). Базовое училище определяется методом сравнения результатов учебно-хозяйственной деятельности интегрируемой группы училищ по критерию эффективности их функционирования;
принцип диверсификации профилей обучения интегрируемых учебных заведений профессиональной школы под спрос на региональных рынках труда и образовательных услуг;
принцип реструктуризации сети профессиональных училищ (лицеев) в результате их интеграции и диверсификации по профилям обучения, реконструкции учебно-материальной базы и сдвигов в профессиональном составе инженерно-педагогических кадров и уровне их профессиональной компетенции.
Горизонтальная интеграция учебных заведений начального профессионального образования осуществляется в три этапа.
На первом этапе региональное управление общим и профессиональным образованием принимает решение об интеграции училищ на основе сравнительной оценки эффективности использования в их учебной и финансово-хозяйственной деятельности кадрового и материального потенциала профессиональных училищ (лицеев). При этом определяются объекты интеграции и выделяется базовое училище для реализации этого процесса. Оно определяет стратегию и тактику интеграции, а также новую структуру управления и стратегию диверсификации профилей обучения. Из совокупности училищ, подлежащих интеграции, базовое училище выделяется активной работой на рынках труда и образовательных услуг, высоким коэффициентом трудоустройства своих выпускников и значительными, по сравнению с другими интегрированными училищами, внебюджетными доходами.
Очевидно, что базовое училище выбирается по наибольшему значению интегрированной оценки эффективности интересов нескольких училищ, т. ею. на уровне первичного звена управления общим и профессиональным образованием в регионе. Однако решение и в этом случае принимает учредитель - региональное управление образованием.
На втором этапе базовое училище проводит детальный анализ учебно-хозяйственной деятельности интегрируемых училищ по профилям обучения и эффективности использования кадрового и материального потенциала, а также финансовых ресурсов.
Выбор специализации интегрированного училища осуществляется по критерию трудоустройства выпускников училищ, подлежащих интеграции, наращивания внебюджетных доходов и повышения эффективности использования кадрового и материально-технического потенциала.
Поскольку к трудоустроенным выпускникам учебного заведения начального профессионального образования следует отнести и молодых рабочих, поступивших на дневные отделения вузов и техникумов, то оценке подлежит и структура трудоустройства выпускников училищ.
Интегрированное обучение на производстве - система профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации, сущность которой заключается в формировании навыков и умений, необходимых для реализации технологических процессов. Каждое умение рассматривается в позиций, отражающих целостный характер умственно-образной и практической деятельности: научно-технических знаний, техники безопасности, конкретной экономики и организации труда. В отличие от традиционного обучения, основанного на принципах "от частного к общему или технологической последовательности", И. о. основано на дедуктивно-индуктивном подходе. На начальном этапе обучения создается целостный образ-схема технологического процесса, как графическое представление последовательности решения задач, логически связанных с самим процессом и возможными отклонениями. Так реализуется дедуктивный компонент подхода. Сформировав четкое представление о структуре задач, переходят к освоению последовательности операций, как бы наполняя осознанную схему осмысленным порядком действий. На данном этапе реализуется индуктивный компонент. Организация И. о. предусматривает выполнение следующих этапов:
Статьи по педагогике:
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто « ...
Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...
Стресс
Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общи ...