2. Методика «Изобрази».
Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности.
Испытуемым предлагалось изобразить эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно и т.д.
Результаты выполнения задания по яркости и выразительности изображения каждого эмоционального состояния были условно разделены на три уровня:
– уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности в выборе движений и мимики,
– средний уровень – допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности, подражание своим сверстникам,
– низкий уровень – выполнение задания с трудностями при выборе соответствующих движений и мимики или отказ от выполнения задания.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности дошкольниками с ЗПР
Всего испытуемых |
Уровни выполнения задания. | |||||
выше среднего |
средний |
низкий | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
10 |
2 |
20 |
6 |
60 |
2 |
20 |
Анализ выполнения данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Никита Р. 6,5 лет и Вика С. 7 лет ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы, а также развитию внимания и других психических процессов.
На среднем уровне с заданием справилось 6 ребят из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера не проявляли самостоятельности, детям требовалась помощь взрослого, либо они повторяли движения своих сверстников. Кроме этого наблюдалось повторение эмоциональных проявлений, например, Вадим Л. 6 лет одинаково изображал радость и удивление. В целом дети более точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.
На низком уровне задание выполнили двое ребят из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Эля Г. 6 лет и Саша К. 6 лет испытывали трудности при выборе эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимики, теряли интерес. Даже при направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы и других психических процессов.
3. Методика: «Определение понятий».
Целью данной методики явилось выявление уровня понимания эмоциональных состояний, изображенных в виде пиктограмм, с помощью музыкальных произведений, а также понимание причин этих состояний.
Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть бланк с изображением пиктограмм. Объясняют, что на рисунках изображены те или иные чувства людей. Испытуемых просят внимательно посмотреть на пиктограммы и назвать их. Затем испытуемым предлагают прослушать отрывки музыкальных произведений (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и др.) и отметить пиктограммы, характеризующие произведения, назвав соответствующее эмоциональное состояние.
Статьи по педагогике:
Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...
Особенности преподавательской деятельности учителя
музыки
Роль учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. По мнению Л. Г. Арчажниковой педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способ ...
Формирование эстетических принципов в театре
Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...