В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а вреальной жизни-почти тако же полный провал). педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик недогадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутреколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности професий.
Метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление.
Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.
Статьи по педагогике:
Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...
Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов
Деятельность выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. История знает великие эпохи, отмеченные универсальным общественным, интеллектуальным и творческим порывом. Такой была и эпоха Амира Темура и Темуридов. Духовное наследие этой эпохи – одна из ярчайших страниц мировой истории. Блистате ...
Педагогическая мысль в конце ХIХ и начале ХХ вв. за рубежом
Развитие педагогической мысли в России (в конце ХIХ и начале ХХвв.) Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Такого мнения придерживался и В.А. Сухомлинский. Василий Александрович Сухомлинский (1918–19 ...