Содержание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Содержание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития своего родного края во взаимосвязи природных и культурных его особенностей, их взаимосвязи, взаимовлияния. Это отражается как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае и нравственном облике жителей условно можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города).

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем и нравственными ценностями положены конкретные принципы:

Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

Уникальность места. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) – установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

Единство содержания и методов.

Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно представить следующие компоненты содержания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:

Познавательный (представления ребенка об окружающем мире):

о семье, своей родословной;

о культуре народа, его традициях, народном творчестве;

о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;

о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);

о самых известных деятелях страны;

о живущих вместе с нами людях других национальностей.

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

интерес к жизни родного города и страны;

гордость за достижения своей страны;

уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;

восхищение народным творчеством;

любовь к родному языку, к родной природе;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Современные средства организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru