Важной составной частью работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Желательно посещать музеи, а также организовать специальное помещение в детском саду. В подобном помещении расширяются возможности подачи материала во время занятия или тематической игры.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В процессе планирования и проведения тематического занятия родители могут принимать участие, рассказывая о своем вкладе в развитие и процветание родных мест, или своей причастности к интересным или историческим событиям края или страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Социально-политические изменения в стране и мире повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.
Таким образом, задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать, он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Работа по каждой выбранной теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Тематическое планирование занятий способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование занятий по нравственно-патриотическому воспитанию базируется на конкретных научных подходах.
Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:
окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;
усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира – усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
Статьи по педагогике:
Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...
Обобщение результатов по применению комплекса «Тетр»
Выполнено ученицей нашей школы Татьяной Серовой. Ей показаны достоверные различия по уровню статического тремора и максимальной работоспособностью при функциональных пробах ведущей и неведущей руками. Тест может применяться в школе психологами при количественной оценке уровней функциональной асимме ...