Важной составной частью работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Желательно посещать музеи, а также организовать специальное помещение в детском саду. В подобном помещении расширяются возможности подачи материала во время занятия или тематической игры.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В процессе планирования и проведения тематического занятия родители могут принимать участие, рассказывая о своем вкладе в развитие и процветание родных мест, или своей причастности к интересным или историческим событиям края или страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Социально-политические изменения в стране и мире повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.
Таким образом, задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать, он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Работа по каждой выбранной теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Тематическое планирование занятий способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование занятий по нравственно-патриотическому воспитанию базируется на конкретных научных подходах.
Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:
окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;
усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира – усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
Статьи по педагогике:
Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...
Различия в восприятии культурных концептов
в процессе межкультурного общения
Любой человек видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего настолько ему присущи, что составляют часть его личности. Осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае, когда прои ...