I. Методика применения подвижных игр
Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр.
Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависит от руководства ею. Поэтому руководителю необходимо спланировать роль и место конкретной подвижной игры в конкретном занятии. Изучив методические рекомендации “Спортивные и подвижные игры” И.Ю. Портных, “Детские подвижные игры” А.Б. Кенеман, “Развивающие игры” М.И. Логиновой, программу “Физическое воспитание учащихся 1-11 классов” Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и др.
Были выделен ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования игры:
Как правило, подбор игр проводится по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе игры необходимо учитывать:
педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
учет положительного переноса двигательного навыка;
физиологические особенности занимающихся;
психологические особенности различного пола;
подготовленность группы;
количественный состав занимающихся;
место проведения занятия (зал, естественные условия среды).
Особое значение уделяется подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.
Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлять инвентарь только после объяснения игры.
При объяснении игры придерживаюсь
Название игры;
Размеры игровой площадки;
Роль играющих и их расположение (размещение играющих и место руководителя для меня особо актуально. Объяснять игру необходимо в таком положении, чтобы участники видели и слышали руководителя);
Ход игры;
Цель;
Правила игры.
Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому, желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше игроков.
Выделяю водящих разными способами:
по назначению;
по жребию (путем расчета, метания и др.);
по считалке;
по расчету;
по выбору играющих;
по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды проводится также разными способами:
по усмотрению руководителя;
путем расчета;
путем перестроения;
по назначению капитанов;
по сговору;
использование постоянных команд.
Игру необходимо начинать организованно и своевременно, по условному сигналу. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания.
Необходимо содействовать в процессе игры развитию творческой инициативы играющих и, конечно же, учитывать настроения учащихся. Руководитель должен учитывать наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание, спрыгивание и т.д.) и быть готовым к подстраховке.
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм:
Чистый и сухой пол.
Хорошее освещение снарядов в одной части зала.
Наличие спортивной формы и обуви.
Наличие неиспорченного спортивного инвентаря.
Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства.
Игра теряет свою ценность, если не соблюдаются правила. От судьи зависит правильное подведение итогов. Правильное и корректное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам, что особо важно для всех спортивных игр.
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Приступая к проведению игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения занимающихся. Если игра проводится после больших физических нагрузок и умственных усилий, надо предложить малоподвижную игру. Кроме того необходимо чередовать во время занятий интенсивные игры с малоподвижными.
Необходимо помнить о возрастных особенностях занимающихся и состояния здоровья. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Важное значение имеет своевременность окончания игры. Необходимо определить момент окончания игры. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать. Игру можно прекратить через определенное время, заранее установленное перед игрой, однако окончание игры не должно быть неожиданным для играющих. По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты. Важно уделить внимание разбору игры, указав на ошибки в технических приемах и тактике. Отметить участников наиболее хорошо справившихся с заданием.
Статьи по педагогике:
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа
культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...
Характеристика опыта
проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального
образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...
Анализ работы начальной школы по организации внеурочной
деятельности
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Ульяновска. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Ульяновска» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом индив ...