Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Образование и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 3

Вторым базовым условием является необходимость индивидуального вклада в результат учения,

Третьим базовым условием является оптимизация непосредственного взаимодействия учащихся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.

Четвёртое обязательное условие успешности групповой работы – наличие достаточно развитых социальных умений и навыков.

Пятое условие связано с необходимостью рефлексии группового процесса, то есть с процессом анализа и оценки событий, имевших место в групповой учебной работе.

Особая роль в формировании социальной компетентности уделяется рефлексии. Именно подросток, в отличие от младшего школьника, может отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана, по Выготскому, с новым этапом развития самосознания ребенка. В целом рефлексия в подростковом возрасте – это анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?» Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Таким образом, одним из основных этапов успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время занятий. Процесс рефлексии снимает недовольство друг другом в процессе общения, как между учениками, так и между учеником и учителем, способствует развитию толерантности.

Важно, чтобы педагог владел следующими навыками, которые развивают педагогическую рефлексию:

• в общении с подростками признавать права каждого на собственное мнение и собственные убеждения;

• безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;

• сопереживать успехам и неудачам;

• постоянно развивать собственную наблюдательность;

• признавать и подчеркивать уникальность каждого;

• придерживаться сотрудничества в отношениях.

Вербальная форма рефлексии предполагает:

• припоминание определенной ситуации и вычленение в ней отдельных элементов;

• рассмотрение содержания смыслотворческой деятельности и определение его границ;

• выявление способ деятельности;

• выявление имеющихся или назревающих противоречий;

• формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответов на них;

• нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме;

• формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации, выработка алгоритма внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;

• выработка обобщенного способа или образца внутренней деятельности.

Эмоционально-образная рефлексия предполагает:

• припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;

• припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации, представление эмоциональных состояний в виде образных аналогов, выстраивание их в определенной последовательности;

• создание целостного эмоционально окрашенного образа ситуации;

• выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях, возникновение которых возможно в будущем.

Чаще всего эти две формы рефлексии сочетаются, хотя одна из них является преобладающей. Таким образом, самопознание является необходимой часть смыслотворческой деятельности, которая направлена к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.

Для эффективной работы, направленной на развитие социальной компетентности подростков на уроках и во внеурочной деятельности учителям-предметникам и классным руководителям можно вести специальный журнал.

Работа с анкетами и журналами, по нашему мнению, будет способствовать целенаправленным и последовательным действиям по развитию социальной компетентности подростков, позволит учителям пользоваться готовыми разработками своих коллег, поможет педагогам выявлять проблемы, связанные с развитием у школьников социальной компетентности и вносить в работу над ними необходимые коррективы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Типы и стили родительского воспитания
Родитель - это особая педагогическая профессия и лучшим семейным педагогом является сама жизнь родителей. Мудрый родитель всегда поможет своему ребенку активизировать энергию заботы о себе. Когда родитель живет ради ребенка, переживает за него, он забирает энергию ребенка, буквально родитель «прожи ...

Характеристика и структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru