Вторым базовым условием является необходимость индивидуального вклада в результат учения,
Третьим базовым условием является оптимизация непосредственного взаимодействия учащихся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
Четвёртое обязательное условие успешности групповой работы – наличие достаточно развитых социальных умений и навыков.
Пятое условие связано с необходимостью рефлексии группового процесса, то есть с процессом анализа и оценки событий, имевших место в групповой учебной работе.
Особая роль в формировании социальной компетентности уделяется рефлексии. Именно подросток, в отличие от младшего школьника, может отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана, по Выготскому, с новым этапом развития самосознания ребенка. В целом рефлексия в подростковом возрасте – это анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?» Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Таким образом, одним из основных этапов успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время занятий. Процесс рефлексии снимает недовольство друг другом в процессе общения, как между учениками, так и между учеником и учителем, способствует развитию толерантности.
Важно, чтобы педагог владел следующими навыками, которые развивают педагогическую рефлексию:
• в общении с подростками признавать права каждого на собственное мнение и собственные убеждения;
• безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;
• сопереживать успехам и неудачам;
• постоянно развивать собственную наблюдательность;
• признавать и подчеркивать уникальность каждого;
• придерживаться сотрудничества в отношениях.
Вербальная форма рефлексии предполагает:
• припоминание определенной ситуации и вычленение в ней отдельных элементов;
• рассмотрение содержания смыслотворческой деятельности и определение его границ;
• выявление способ деятельности;
• выявление имеющихся или назревающих противоречий;
• формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответов на них;
• нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме;
• формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации, выработка алгоритма внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;
• выработка обобщенного способа или образца внутренней деятельности.
Эмоционально-образная рефлексия предполагает:
• припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;
• припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации, представление эмоциональных состояний в виде образных аналогов, выстраивание их в определенной последовательности;
• создание целостного эмоционально окрашенного образа ситуации;
• выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях, возникновение которых возможно в будущем.
Чаще всего эти две формы рефлексии сочетаются, хотя одна из них является преобладающей. Таким образом, самопознание является необходимой часть смыслотворческой деятельности, которая направлена к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.
Для эффективной работы, направленной на развитие социальной компетентности подростков на уроках и во внеурочной деятельности учителям-предметникам и классным руководителям можно вести специальный журнал.
Работа с анкетами и журналами, по нашему мнению, будет способствовать целенаправленным и последовательным действиям по развитию социальной компетентности подростков, позволит учителям пользоваться готовыми разработками своих коллег, поможет педагогам выявлять проблемы, связанные с развитием у школьников социальной компетентности и вносить в работу над ними необходимые коррективы.
Статьи по педагогике:
Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11
класса средней школы
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, ...
О проекте "Фестиваль "Поющие руки"
Цель и решаемая проблема: Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к саморе ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...