Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков) позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходе специального обучения. Особое место в этом обучении занимает работа по формированию речи. А.И. Дьячков пишет: «…умственное развитие глухонемых, имея глубокое своеобразие, при создании соответствующих условий воспитания и обучения становится неограниченным»1.

В сурдопедагогике определены условия умственного воспитания: овладение системой научных знаний, умений и навыков, постепенное их расширение и углубление; овладение речью параллельно с овладением знаниями основ наук, интенсивное развитие речи учащихся в ходе всего обучения; опора на житейский опыт учащихся и максимальное его расширение; включение предметно-практической деятельности в учебный процесс, усиление его связи с практикой жизни и деятельности школьников; расширение умственного кругозора учащихся и развитие их познавательных интересов и способностей.

В ходе целенаправленного учебно-воспитательного процесса происходит развитие детей с недостатками слуха, формируются интеллектуальные качества личности, культура умственного труда.

Задачи умственного воспитания

В структуру умственной воспитанности личности входят: умственная развитость (знания, навыки, умения, готовность к репродуктивной и творческой деятельности, самоорганизация), социально значимые мотивы интеллектуальной деятельности и личностные качества, интенсифицирующие умственную деятельность (познавательная активность, самостоятельность и др.).

Важными задачами умственного воспитания детей с нарушенным слухом являются:

– формирование фонда знаний и совершенствование их качества;

– развитие и коррекция способов умственной деятельности;

– воспитание интеллектуальных качеств личности;

– формирование культуры умственного труда.

В процессе умственного воспитания формируются эмоционально-ценностные отношения, усваиваются мировоззренческие знания и умение ими пользоваться в знакомых и нестандартных ситуациях. Обеспечивается не простое усвоение знаний, а глубокое проникновение в их сущность, овладение методами их приобретения и применения, превращение знаний в убеждения, в орудие мышления и деятельности.

Решение задач умственного воспитания положительно влияет на достижение целей идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического воспитания. Умственная воспитанность стимулирует формирование творческого отношения к труду, поведение в соответствии с нравственными нормами, выработку адекватных эстетических оценок.

Содержание умственного воспитания

Продвижение в умственном развитии глухих и слабослышащих детей в значительной мере обусловлено уровнем их речевой подготовки, успешностью овладения языком слов, реализацией речевых и слуховых возможностей. Чем выше уровень овладения языком, тем благоприятнее условия для формирования фонда знаний и совершенствования их качества. 9 Знания усваиваются постепенно и не всегда сразу становятся полноценными.

К числу качеств полноценных знаний личности относят полнотой глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность.

Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. Так, в V классе глухие учащиеся усваивают общее понятие о частях речи (существительном, глаголе, прилагательном), выполняющих роль членов предложения, названия падежей и падежные окончания существительных; в VI классе расширяются их представления о роли существительного, прилагательного, глагола, они узнают о роли местоимения и числительного, усваивают падежные формы прилагательного, местоимения, числительного; в VII классе углубляют знания о глаголе, знакомятся с наречиями, их ролью в предложении. Таким образом в течение трех лет знания глухих учащихся о частях речи, их признаках, роли в предложении становятся все более полными.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методические основы проверки знаний учащихся
В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса? Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функ ...

О проекте "Фестиваль "Поющие руки"
Цель и решаемая проблема: Отсутствие слуха, а во многих случаях речи резко ограничивает число контактов инвалида по слуху с внешней средой, что приводит к ограниченным возможностям при реализации инвалидами их творческих и интеллектуальных потенциалов и соответственно уменьшает возможности к саморе ...

Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru