Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Страница 4

В трудовой деятельности происходит специализация психических функций ученика с нарушенным слухом: более широким становится распределение внимания, более быстрым – его переключение; развивается техническое и пространственное воображение, память на форму, цвет, величину; совершенствуются мыслительные операции (осуществляется переход от внешних действий к действиям в уме).

В игровой деятельности как способе познания окружающего формируются и развиваются умственные способности детей с нарушенным слухом (Н.Г. Морозова, Г.Л. Выгодская). В любой игре (ролевой, подвижной, дидактической) создаются условия, мобилизующие произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь детей. Играя, глухие и слабослышащие дети приобретают новые знания и умения, учатся применять их на практике.

В развивающих играх действия детей развертываются в зоне ближайшего развития, которая постоянно расширяется. В других видах деятельности – эстетической, физкультурно-оздоровительной, общественной – также заключены большие возможности умственного воспитания учащихся.

Умственное воспитание осуществляется совокупностью разнообразных методов и приемов.

Обогащению фонда знаний, формированию приемов умственной деятельности способствуют методы развивающего обучения (эвристические беседы, проблемное изложение и др.), выступающие как инструмент познавательной деятельности ученика. Целям умственного воспитания наиболее соответствуют такие приемы, как самостоятельное формулирование учащимися вопросов, дополнение и коррекция ответов товарищей, доказательство высказанной мысли, отчет о выполняемых действиях и др.

Во внеклассной работе полезен цикл бесед: «Как стать внимательным», «Как научиться самостоятельно мыслить», «Развивай свою память», «Умеешь ли ты читать книги?», «С чего начинать выполнение домашнего задания».

В умственном воспитании важны и формы организации умственной деятельности учащихся. Для старшеклассников, например, важна групповая деятельность, в процессе которой особую значимость приобретает словесное общение, совершенствуется умение планировать ход решения проблемы, высказывать свое мнение, понять точку зрения других, принять или аргументированно отвергнуть, доказывать, продуктивно спорить. Интеллектуальный фонд класса – общее стремление к знаниям – в педагогике сотрудничества рассматривается как важнейшее условие учебы каждого.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана
Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в на ...

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...

Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru