Осознанность знаний
отражает качество знаний как конечный результат (не следует смешивать осознанность с сознательностью – понятием более широким, характеризующим подход к учению).
Осознанность знаний (по И.Я. Лернеру) характеризуется пониманием характера (рядоположности и соподчиненности) связей между знаниями, различением существенных и несущественных связей, уяснением механизма становления и проявления этих связей, осмыслением оснований усвоенных знаний (их доказательность), пониманием способов получения знаний, пониманием принципов, лежащих в основе этих способов применения.
Осознанность знаний может рассматриваться как результат сознательности усвоения знаний. Проявляется она по-разному. Наиболее ярким ее проявлением выступает умение своими словами излагать содержание прочитанного, менять порядок изложения при сохранении связей между отдельными фрагментами, перестраивать высказывание в зависимости от его цели, извлекать необходимые части целостного знания для ответа на изолированные вопросы.
Важнейшим качеством знаний является прочность– длительность сохранения их в памяти и актуализация в необходимых случаях. Забота о прочности знаний является одной из важнейших для учителя и проявляется в использовании на уроке заданий на вариативное повторение, распределенное во времени, восстановление пропущенных элементов информации, прогнозирование результатов на основе актуализированных знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей и др. Такая интенсивная умственная работа над материалом составляет базу для формирования прочности знаний.
Умственное воспитание детей с нарушенным слухом призвано формировать содержательные (личностный смысл учения, действенность, самостоятельность возникновения, уровень осознания мотива) и динамические характеристики мотивов (устойчивость, модальность, сила, выраженность, быстрота возникновения). Воспитание направлено на преодоление узости познавательных интересов детей с нарушенным слухом, обеспечение перехода от ситуативного, эпизодического интереса к стойкому, личностному (II. Г. Морозова).
Овладение приемами умственной деятельности, формирование интеллектуальных черт личности составляет основу культуры умственного труда школьника. Она включает умение работать с разными источниками информации, организационные умения (ставить образовательные задачи, определять рациональные пути их выполнения, объем работы, источники). Культура умственного труда предполагает соблюдение его гигиены, т.е. систематичность занятий, смену различных видов и форм умственной работы, чередование умственного и физического труда, исключение источников отвлечения, равномерное распределение работы на отведенное время дня, недели, поддержание порядка на рабочем месте, соблюдение правильного положения за рабочим столом и др.
Пути и средства умственного воспитания
Основной путь умственного воспитания детей с нарушенным слухом – включение их в разнообразные виды деятельности, требующие решения познавательных задач различного содержания. Приоритетное место занимает учебная деятельность, в процессе которой ребенок усваивает накопленный человечеством опыт преобразования предметов окружающей действительности и взаимодействия с другими людьми, закрепленный и отраженный в школьных программах и учебниках. Учебная деятельность направлена на решение учебных задач и включает понимание школьником учебной задачи, осуществление учебных действий, самоконтроль и самооценку. В учебной деятельности на уроках, самоподготовке, в предметных кружках, факультативах, экскурсиях постоянно обогащается фонд знаний, совершенствуется их качество, формируется интеллектуальный потенциал личности.
Трудовая деятельность (ручной труд, общественно полезный, производительный труд) выступает как источник новых знаний. Воздействуя на предмет труда в целях изменения тех или иных его свойств и качеств, ученик приобретает знания об этих свойствах и качествах, устанавливает их связи с другими предметами и явлениями, причины изменений. Используя орудия производства, ученик овладевает наиболее производительными способами действий.
Статьи по педагогике:
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...
Пути интеграции медико-биологического образования
В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имею ...
Понятие и характеристика множества
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как к ...