В работе был проведен теоретический анализ понятий компетенция, компетентность, социальная компетентность, была изучена литература о возрастных и психологических особенностях подростков, развитии их социальной компетентности. Были отобраны возможные психологические методики измерения социальной компетентности, рассмотрены формы и методы развития социальной компетентности подростков.
Подводя итоги, определим:
Социальная компетентность – это интегративное личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем. (Н. В. Калинина)
Возрастными особенностями подросткового возраста являются:
1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности.
2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира.
3.Становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека.
4. Самоидентификация.
5. Становление самосознания.
6. Становление самооценки.
7. Интериоризация нравственных норм и ценностей.
8. Идет активный поиск смысла жизни.
9.Формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.
Анализируя школьное пространство с образовательной и развивающей позиции, мы понимаем, что решение этих задач для подростка, остаётся как бы в стороне, и он повышает свою компетентность в этих вопросах за рамками школы (друзья, взрослые, значимые люди и т.д.) А ведь именно в подростковом возрасте происходит начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.
Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:
мотивация учебной деятельности,
создание ситуации успеха,
создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,
организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»,
организация самоанализа собственной деятельности.
Задача современного учителя – использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения.
Развитие социальной компетентности подростков в образовательном процессе становится успешным когда:
- выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;
- выделены педагогические задачи развития социальной компетентности учащихся на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально-значимой деятельностью;
- разработана и целенаправленно реализуется в учебном процессе модель развития социальной компетентности учащихся посредством групповой учебной работы, диалогового обучения, дискуссий, диспутов, коммуникативных образовательных технологий;
- развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;
- во внеклассной работе реализуется привитие духовно-нравственных ценностей через конкурсы сочинений, проекты, другие виды внеклассной деятельности;
- одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности, в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.
Статьи по педагогике:
Эмоциональный процесс
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональн ...
Процесс обучения учащихся
в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...