Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Образование и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 7

В работе был проведен теоретический анализ понятий компетенция, компетентность, социальная компетентность, была изучена литература о возрастных и психологических особенностях подростков, развитии их социальной компетентности. Были отобраны возможные психологические методики измерения социальной компетентности, рассмотрены формы и методы развития социальной компетентности подростков.

Подводя итоги, определим:

Социальная компетентность – это интегративное личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем. (Н. В. Калинина)

Возрастными особенностями подросткового возраста являются:

1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности.

2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира.

3.Становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека.

4. Самоидентификация.

5. Становление самосознания.

6. Становление самооценки.

7. Интериоризация нравственных норм и ценностей.

8. Идет активный поиск смысла жизни.

9.Формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.

Анализируя школьное пространство с образовательной и развивающей позиции, мы понимаем, что решение этих задач для подростка, остаётся как бы в стороне, и он повышает свою компетентность в этих вопросах за рамками школы (друзья, взрослые, значимые люди и т.д.) А ведь именно в подростковом возрасте происходит начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:

мотивация учебной деятельности,

создание ситуации успеха,

создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,

организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»,

организация самоанализа собственной деятельности.

Задача современного учителя – использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения.

Развитие социальной компетентности подростков в образовательном процессе становится успешным когда:

- выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;

- выделены педагогические задачи развития социальной компетентности учащихся на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально-значимой деятельностью;

- разработана и целенаправленно реализуется в учебном процессе модель развития социальной компетентности учащихся посредством групповой учебной работы, диалогового обучения, дискуссий, диспутов, коммуникативных образовательных технологий;

- развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;

- во внеклассной работе реализуется привитие духовно-нравственных ценностей через конкурсы сочинений, проекты, другие виды внеклассной деятельности;

- одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности, в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Статьи по педагогике:

Авторитарная и гуманная педагогика
Если говорить об авторитарной и гуманной педагогике, то мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления. Это совершенно противоположные подходы к образовательному процессу. Назовем некоторые качественные различия между авторитарным и гуманным образами педагогического мышления. ...

Аддиктивное поведение - первый шаг к наркозависимости
В последнее время все чаще в социально-педагогической литературе рассматривается понятие «аддиктивное поведение». Мы будем опираться на определение аддиктивного поведения, предложенное С.А. Кулаковым (1989). Автор трактует аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивны ...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова
Преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подгото ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru