Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 7

Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

Таким образом, испытывая дефицит вербального языка, заикающиеся не пытаются его компенсировать, используя несловесные формы общения.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а особенно часто у детей с ДЦП встречается такое нарушение речи как алалия. В.А.Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с экспрессивной алалией, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, символические жесты и др.Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. При алалии страдают все стороны речи. Наблюдается отклонение в формировании слухового восприятия. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип – затруднено слияние звуков и слогов, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Ведущим является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи. Нарушение ритмической организации речи проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание речи исчезает. Наблюдается замедленность слухового восприятия. Дети пользуются для общения жестами мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоционально-интонационные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности. В данном случае явно просматривается коммуникативная функция интонации, которая компенсирует недостаток речевых средств. Иногда при сенсорной алалии наблюдаются эхолалии. Эхолалически произнесенное слово или фраза не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, искажения структуры слов.

Челадзе Е.А. выявил при анализе интонационных типов высказываний (повествование, вопрос, побуждение), что у детей страдающих алалией, определялось наличие интонационных типов высказывания. Интонационный уровень текстообразования не подвержен каким-либо нарушениям и находится в явной диспропорции с ярко выраженными нарушениями языкового вербального уровня. Чем грубее проявляются нарушения языковой системы, в частности пропуск членов предложения, тем чаще интонация выступает как основное средство связи. Чем ниже уровень языкового развития, тем чаще дети используют такие «низшие» средства связи, как жесты и интонация.

Михайлова Е.А. утверждает, что у детей с тяжелой степенью нарушения языковой системы процесс текстообразования, как правило, протекает с использованием звуковых невербальных форм речи (интонация, звукоподражание) и мимико-жестикуляторной речи, которые используются для компенсации дефицита вербального языка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Россия на пути к интеграции
Интеграционные процессы начались в России лишь в 90-е гг. ХХ в. благодаря ее вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возмож ...

Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения
На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирова ...

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru