3)коммуникативных навыков;
4)отсутствия страха перед детьми;
5)отсутствия эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;
6)удовлетворенности деятельностью;
7)трудоспособности и нормальной утомляемости.
Одной из составляющих общения является эмпатия, т.е. сопереживание, умение поставить себя на место другого; способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.
Испытывая эмпатию, человек не «превращается» на время в другого, не возлагает на себя его проблемы, а только приближается к его чувствам, оставаясь самим собой.
Эмпатия — в высокой степени избирательный феномен, причем вхождение в личностный мир другого предполагает, всегда приоткрытое собственного внутреннего мира. Эмпатия имеет огромное противострессовое значение. Различными формами эмпатии являются сочувствие и сопереживание. Противоположность эмпатии — нажим, явный или скрытый, неприятие.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов растет с опытом, легче реализуется в случае сходства поведенческих эмоциональных реакций субъектов. Эта способность считается врожденной, но поддающейся воспитанию. Эмпатия коррелирует с большинством личностных характеристик и особенно с потребностью в общении. Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, сосредоточены на себе, эгоистичны, требовательны. Наличие эмпатии обусловливает высокий уровень профессионального мастерства представителей ряда профессий: врачей, педагогов, психотерапевтов.
Школа является одним из социальных институтов, в котором формируется личность человека на длительном и важном в возрастном аспекте отрезке жизни. Поэтому такое качество, как эмпатия окружающих людей, прежде всего педагогов, играет определенную роль в создании обстановки взаимопонимания и доверия.
Педагоги, отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по стандартным типам, дают им стереотипные оценки, разделяют неуспевающих учеников на лентяев и тупиц. В то же время педагоги-мастера выделяют до 20 типов неуспевающих учеников по разным личностным качествам. Учителя с развитой эмпатией используют более 40 различных приемов воспитательных воздействий, а остальные — только 17—19. Высокий уровень эмпатии к детям снижает личностную тревожность учителя, делает его более спокойным.
Гуманистическая педагогика в реальной практике может быть реализована только в диалогической педагогической деятельности, т.е. в определенной системе отношений учителя и ученика, где имеют место открытость целевых установок, совместный поиск решения проблем, признание прав и свобод друг друга. Диалог должен осуществляться на всех уровнях — ценностных, целевых, содержательных, процессуальных. Профессиональная компетентность учителя в контексте диалогического взаимодействия с личностью включает:
— умения трансформировать цели воспитания в конкретные педагогические задачи, связанные с диалогическим разрешением противоречия «отождествления-отчуждения»;
—умения выстроить педагогическую систему в логике диалогического учебно-воспитательного процесса;
—умения создать пространство диалога и взаимодействовать с ребенком в условиях «со-бытийной общности»;
Статьи по педагогике:
Распределение знаний по видам умений, способам действий и по уровню
сложности
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации. Количество заданий по видам умений и способам действий с 20 ...
Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также спе ...
Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...