Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 13

Рефлексивность — качество педагога, включающее самоанализ и анализ процесса взаимоотражения личностей. Рефлексия как деятельность самопознания есть процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека и осознания того, как он воспринимается партнерами по общению. Способность быть рефлексивным — это способность распознавать свои негативные ощущения, свои проявления «монологизма» и вырабатывать систему ценностей в соответствии с ценностями диалогического бытия.

Диалогическая личность педагога, обладающая вышеизложенными качествами, определенным образом проявляется в профессиональной деятельности, в мировоззрении, поведении, отношении к ребенку, к себе, в выборе методов и средств обучения и воспитания.

Таким образом, гуманизация педагогического процесса означает большую упорядоченность детской жизни, обеспечение воспитанникам ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы. Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, признания педагогом ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, в обстановке глубокой эмпатии. Педагог при взаимодействии с детьми опирается на позитивные их качества, проявляет такт и осторожность при встрече с их неудачами, слабыми сторонами характера, стремится обеспечить условия для проявления их самостоятельности и т.д. Важным качеством воспитательной деятельности педагога являются его оптимизм, вера в способности и успехи ребенка. Воспитательная деятельность современного педагога может быть успешной при условии принятия педагогом ребенка, принятия детьми педагога, принятия детьми и педагогами самих себя.

Образование как процесс и результат в контексте отмеченных проблем приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъектности и самоценности учащихся, их социокультурной адаптации. Иными словами, развитие образования требует обязательной антропологической экспертизы.

Антропологическая экспертиза любой социальной реформы, а образовательной прежде всего, есть критериальное определение уровня достижения цели любых социальных преобразований: реализации интересов человека как индивидуального, конкретного субъекта, единственно значимого творца и носителя общественного сознания и культурных ценностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каковы пути гуманизации педагогического взаимодействия?

2.Какими качествами должен обладать педагог, чтобы быть способным к диалогичному взаимодействию?

3.Как соотносятся между собой толерантность и эмпатия? Можно ли их формировать или это наследуемые свойства человека? Если можно, то каковы пути формирования толерантности и эмпатии у воспитанников, какие возможности развития этих качеств существуют для педагогов?

4.Познакомьтесь с книгой СЛ. Братченко «Введение в гуманитарную экспертизу образования» (М., 1999) и попробуйте провести какие-либо возможные фрагменты гуманитарной экспертизы образовательного учреждения, в котором проходите педагогическую практику.

Антропоориентированные педагогические установки

Из всего вышеизложенного на страницах пособия можно сделать вывод о том, что педагогическая деятельность будет антропоориентированной, если она направлена на то, чтобы:

—проявлять уважительное, внимательное, ценностное отношение к личности ребенка, веру в его возможности постоянно, в каждой ситуации общения с ним в образовательном процессе и вне его, с самого начала и до конца пребывания его в образовательном учреждении;

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Статьи по педагогике:

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Эмоциональное воспитание
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru