Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, обладающими иным менталитетом, ведущими иной образ жизни, выражается в терпимости и стремлении достичь взаимного понимания и согласия без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения (А.А. Гусейнов, И.С. Кон).
Воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится наряду с семьей на образовательную среду, на учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.
Толерантность взаимосвязана со свободой, при этом не только с процессом обретения личностной свободы, особенно начиная с подросткового возраста: свободы от давления со стороны взрослых, свободы от интериоризованных стереотипов взрослых, но и с процессом принятия свободы как общественной ценности. Толерантность — объективно динамичный феномен: она может носить или положительную, или отрицательную направленность, проявляться в остроте ощущений и переживаний, в их устойчивости или ситуативное, диапазон которых широк: от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта до безразличия, равнодушия, прямого или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят), до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, агрессии. С педагогической точки зрения это связано, прежде всего, с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е. с созданием условий, требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.
Но толерантность — это не всетерпимость. Есть вещи и поступки, терпимость к которым неприемлема: предательство, преступление, терроризм и т.п. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности. Все, что антигуманно, — неприемлемо, будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда.
Решению этих задач может содействовать организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и. увлечения техникой, компьютерными программами, спортом, туризмом, танцами. Учитель не упустит возможности поддержать даже скромные успехи тех детей, которые не пользуются большим вниманием со стороны одноклассников. Важно приобщать школьников к национальной культуре разных народов, организовывать для них непосредственные встречи с представителями иных культур. Чем старше становятся дети, тем полезней может оказаться откровенное обсуждение не только волнующих их проблем класса, школы, села, города, но и событий в стране и в мире, обучение умению критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения, требующие толерантного к ним отношения.
Одним из путей формирования толерантности у школьников является проблематизация их установок и отношений к другим народам, культурам, отдельным людям. Проблематизация — искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам или установкам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее могли ими и не осознаваться (Р.Г. Каменский).
Статьи по педагогике:
Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...
Методика формирования культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...
Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу ...