Третий этап (X – XI классы) – продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности предпрофессиональной подготовки школьников.
Основной целью изучения информатики в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие учащимися значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Необходимо привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
На протяжении всех лет изучения информатики основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
- вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы (линия "информационных процессов");
- способы представления информации (линия "представления информации");
- методы и средства формализованного описания действий исполнителя, алгоритмы, основы программирования ("алгоритмическая линия");
- основы логики и системы счисления;
- вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи, архитектурой компьютера, функциями его основных устройств ("линия компьютера");
- вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведение компьютерного эксперимента ("линия формализации и моделирования");
- этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера ("линия информационных технологий");
- вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, телекоммуникациях, возможностях и услугах компьютерных сетей (линия "телекоммуникаций").
В младшем школьном возрасте очень интенсивно происходит развитие теоретического мышления, которое и приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые процессы. Учащиеся 1 – 2 класса обычно мыслят конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которые связаны с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Основным видом деятельности младших школьников, а особенно учащихся 1 - 2 класса, является игра, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме. Изучение элементов формальной логики осуществляется в виде интеллектуальных разминок и игр. Кроме этого, материал для интеллектуальных разминок имеет опору на конкретные наглядные примеры, близкие к реальному окружению и жизненному опыту младших школьников. Успешность овладения системой логических операций тесно связана с уровнем развития речи. Поэтому занятия строятся таким образом, чтобы обеспечить параллельное развитие мышления и речи. В этом возрасте ребенок должен получить знания об информации, ее формах, свойствах, способах представления и обработки.
Учитывая необходимость освоения компьютерной техники в более раннем возрасте, можно рекомендовать преподавание информатики в начальных классах самим учителем начальной школы. Предмет имеет развивающий характер и предполагает решение логических задач.
При организации начала обучения школьников информатике следует учитывать различный уровень их развития и подготовки к ее изучению, различные индивидуальные особенности и способности к усвоению изучаемого материала. При этом методы преподавания курса должны соответствовать психолого-педагогическим особенностям школьников младших классов.
Статьи по педагогике:
Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...
Рабочее место мастера производственного обучения и учащегося
Рабочее место, на котором мастер выполняет учебно-производственное задание, должно соответствовать требованиям НОТ. Оно является одним из факторов, оказывающих решающее влияние на профессиональную подготовку учащихся в процессе обучения, и вне меньшей степени имеющих воспитательное значение. От тог ...
Понятие, структура, география Северного морского
пути
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике . ...