В дальнейшем для обеспечения быстрого освоения учащимися работы за компьютером как нового вида учебной деятельности необходимо применение методов индивидуализированного обучения информатике, переход от преимущественно игровых форм обучения к традиционным занятиям. В ходе учебного процесса при этом должны создаваться доверительные отношения между всеми его участниками и обеспечиваться всестороннее, гармоничное развитие личности каждого школьника.
Одной из целей обучения информатике и информационных технологий учащихся начальной школы является формирование у них убеждения в том, что компьютер является удобным инструментом, полезным в различных областях человеческой деятельности. Целесообразно начать изучение компьютера, а также можно использовать некоторые среды программирования (например, ЛогоМиры). Также изучаются текстовый и графический редакторы для написания текстов, подготовки иллюстраций создания рисунков и многого другого.
К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Начало второго этапа обучения информатике тесно связано с фазой начала абстрактного мышления. На этом этапе необходимо продолжить изучение форм абстрактного мышления: понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные, индуктивные, условные, разделительные и другие). Изучение этих теоретических разделов логики дает возможность активизировать развитие логического мышления учащихся и подготовить их к использованию этих форм в математике и других предметах.
Для практического их подкрепления следует начать изучение принципа действия и устройства компьютера, систем счисления, алгоритмического подхода к решению задач и продолжить изучение программирования. Поскольку программирование, как вид учебной деятельности, является идеальным инструментом развития интеллектуальных способностей учащихся и кроме этого его элементы включены в ЕГЭ, в данном курсе необходимо уделить программированию большое количество учебного времени.
Программирование с помощью компьютера изначально подразумевает описание некоторой проблемы на определенном языке, языке программирования, и последующее многократное моделирование с целью проверки модели и решения проблемы. Обучение программированию формирует такие критерии интеллекта как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума, которые, в свою очередь, выступают в качестве показателей сформированности определенных интеллектуальных качеств.
Профильное обучение реализовано в старшей школе. Образовательное учреждение может реализовывать один или несколько профилей. Предмет «Информатика и ИКТ» в данных выбранных профилях может быть представлен на базовом или профильном уровне.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Так как профильное обучение информатике предполагает уровень предпрофессиональной подготовки учащихся, при подборе информации можно опереться на круг интересов старшеклассников. Он находится в области компьютерной графики, анимации и WEB-дизайна. В частности, учащиеся могут приобрести навыки создания анимационных роликов, используя средства графических пакетов, а также наложения компьютерных эффектов на оцифрованные видеофильмы.
Таким образом, проанализировав нормативные документы, относящиеся к различным этапам обучения информатике, а также психолого-педагогические особенности учащихся различных возрастных категорий, мы увидели, что несмотря на возможность использования различных вариантов содержания обучения информатике на данных этапах, основные линии изучения четко прослеживаются.
Статьи по педагогике:
История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...
Арифметическая задача. Виды арифметических задач
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними,— это задачи. Рассмотрим простую задачу на движение. Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час. Какое расстояние прошла машина? К ...
Классификация наглядных методов
Сущность метода иллюстрации и демонстрации
заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В отдельных случаях демонстрация предполагает постановку опытов ...