Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи

Образование и воспитание » Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи » Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи

Страница 2

Диагностика дисграфий

Первой задачей является установление реальной картины и степени отставания ребенка от сверстников.

1. Часто все находится в пределах нормы, но излишне тревожные или тщеславные родители считают, что ребенок отстает.

2. Ребенок мог просто пропускать занятия и потому отстать.

3. Ребенок может иметь сниженный интеллект. Только после того, как эти причины отвергнуты, надо переходить в собственно нейролингвистической оценке ситуации.

Второй задачей является, таким образом, определение уровня интеллекта.

Третьей задачей является выявление уровня речевого развития ребенка, его владения устной речью.

Четвертой задачей является анализ психопатологической картины и назначение лечения и других видов коррекции.

Оценка навыка письма:

1. Качество усвоения графем - прочность, правильность, автоматизированность и дифференцированность звуко-буквенных связей. Для этого используются следующие приемы - подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки запись букв под диктовку списывание букв с печатного изображения.

2. Классификация ошибок в письменных работах. Требуется разделять эпизодические и систематические ошибки - стойкие замены букв6 пропуски, перестановки6 аграмматизмы. Хорошим тестом на выявление дисграфии является списывание и исправление деформированного текста.

3. Нарушения каллиграфии- дисфункция моторного компонента письма.

Формирование функционального базиса навыков чтения и письма

1. Развитие речевых навыков и функций: осознание звуковой стороны речи, смыслоразличительной роли звуков стимуляция слухового внимания совершенствование фонематического восприятия (стол- столы).

2. Развитие зрительно- пространственного восприятия анализ изображений оперирование сенсорными эталонными и соответствующими понятиями (квадрат внутри круга и т.д.) мысленное перемещение и трансформация зрительных объектов навыки схематического изображения (план комнаты или пути).

3. Формирование изобразительных способностей, дорисовывание незаконченных рисунков, найти как можно больше деталей, воспроизведение фигур по памяти, письмо букв и слов по шаблонам.

4. Развитие сукцессивных способностей, серии движений, серии слов, серии ритмов, серии фигур.

5. Развитие способности к концентрации, к переключению внимания, длительная сортировка и нанизывание бусинок, подсчитать количество кубиков, не обращая внимания на треугольники чтение алфавита, перемешанного с цифрами, отыскивать числа от 1 до 25 при том, что цифры - красные и черные и т.д.

Ориентировочное представление об уровне сформированности письма и о характере ошибок логопед может получить, обследовав письмо посредством различных проб, включающих слуховой диктант, самостоятельное письмо и списывание с печатного текста.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов и кончается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка, изложение по картине или сочинение на заданную тему).

Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуют отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические очертания.

Обнаруженные затруднения и ошибки письма, диагностическое заключение следует соответственно оформить, чтобы характер нарушений был очевиден. Необходимо:

1. сопоставить и проанализировать все виды ошибок, допущенные ребенком при выполнении разных проб; составить сводную таблицу перечня ошибок письма, классифицируя их по виду и числу;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...

Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...

Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости
Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru