Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Образование и воспитание » Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре » Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Страница 4

Анализ современных работ показывает, что проблема развития основ музыкальной культуры дошкольников является актуальной и своевременной. Исследуя различные компоненты музыкально-эстетического сознания, авторы относят их к формируемым личностным качествам ребенка и отмечают значимость эмоциональной отзывчивости на музыку в их структуре.

Экспериментально доказано, что система формирования основ музыкальной культуры дошкольников, созданная О.П. Радыновой, имеет огромный развивающий эффект. Чтобы сформировать основы музыкальной культуры у ребенка педагогам, воспитателям необходимо самим иметь достаточный уровень музыкальной культуры, в том числе профессиональной музыкальной компетентности. Большое внимание вопросам подготовки специалиста музыканта для работы в дошкольном учреждении уделено в исследованиях О.П. Радыновой. Изучая знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю для работы с детьми, исследователь анализирует особенности функций их деятельности. Автор отмечает, что основополагающей функцией деятельности педагога-музыканта дошкольного учреждения является ориентационная, поскольку первостепенную значимость имеет развитие личности ребенка, его ценностных ориентации. О.П. Радынова выделяет важнейшие умения, необходимые музыканту-педагогу в работе с детьми. Это умение выбирать варианты интерпретации музыкальных произведений и умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки. На наш взгляд, умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки необходимо и в деятельности будущего воспитателя. Научившись применять образные сравнения, метафоры при анализе музыкального произведения, будущие педагоги смогут помочь детям чувствовать и понимать музыку.

Громакова, Е.А. Дубровская, Р.А. Егорова, Т.Н. Таранова).

Музыкальная культура будущего педагога дошкольного образования выступает как личностное качество, формирующееся в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкально - эстетического сознания (чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов), проявляющихся в ценностном отношении к музыке и профессиональной музыкальной компетентности (накопленный слушательский опыт музыки, музыкальные знания и умения творчески применять их в профессиональной деятельности).

Развитие музыкальной культуры педагогов представляется нам необходимым условием для решения важнейших задач всего педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений в целом.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность—умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание—и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...

Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культур ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru