I. Художественная (творческая) деятельность
При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание.
В качестве домашнего задания после прохождения темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» может выступить сочинение на тему «Мой дом – моя крепость».
При изучении темы «Средневековая живопись. Искусство витража» учащимся предлагается сделать эскиз витража для средневекового собора на один из библейских сюжетов. Как пример могут быть использованы следующие репродукции: витраж церкви Сент-Шапель, витраж собора в Шартре, витраж собора Нотр-Дам.
При изучении темы «Готика» учащимся предлагается придумать и нарисовать современное здание, но с использованием элементов готической архитектуры. Затем нужно охарактеризовать свой рисунок и указать на те черты, которые присущи готическому стилю.
При изучении темы «Рыцарская культура» учащимся предлагается сочинить стихотворение, поэму или серенаду на любую тему по выбору: любовь (к прекрасной даме или рыцарю), тема рыцарского подвига, пастораль (о природе).
Учащимся предлагается написать «Сказку о средневековом рыцаре»
Составить кроссворд или чайнворд на тему «Художественная культура Средневековой Европы» минимум из 10 слов.
II. Игровая деятельность.
Игра «Журналисты».
Учащийся – журналист, его задача дать материал в любой журнал (в котором он работает), чтобы это было интересно именно данному кругу читателей. В «Караван» - история какой-то личности Средневековья. В «Домашний очаг» - семейные ценности, тема материнства. В «GEO» - путешествие. Обязательно должна присутствовать параллель с нашим временем и непременное оформление статьи в дизайне данного журнала подписью (например: «Иванова Таня, обозреватель отдела путешествий для «Домового»).
2.Учащимся предлагается решить кроссворд «Художественная культура Средневековой Европы». Образец кроссворда смотри «Приложение 1»
Вопросы:
1) название слова греческого происхождения и обозначающего таинство, действие, посвященное важному, значительному событию;
2) название вида религиозных представлений, связанные с чудесами;
3) название жанра театральных представлений во время пасхальных и рождественских праздников;
4) как называли бродячих музыкантов;
5) центр средневековой романской архитектуры;
6) название башни простейшего замка;
7) характерный элемент романской архитектуры;
8) название стиля возникшего в эпоху Возрождения;
9) название знаменитого итальянского собора;
10) основной тип архитектурных построек романской эпохи;
11) что пришло на смену фреске в изобразительном искусстве готики;
12) название скульптурного декора романского стиля;
Ответы:
Мистерия
Миракли
Литургический
Трубадур
Франция
Донжон
Арка
Готический
Пизанский
Замок
Витраж
Рельеф
3. «Турнир». Учащимся дома должны подготовить по два вопроса на тему «Художественная культура Средневековой Европы». На уроке первый ученик задает вопрос любому сверстнику из класса, тот отвечает на вопрос и задает свой вопрос следующему однокласснику. Таким образом, учащиеся, играя, вспоминают весь изученный материал и закрепляют его. При этом проявляется большая активность и заинтересованность младших подростков.
4. Урок – аукцион.
Цель – в занимательной форме повторить тему «Культура Средневековой Европы», показать практическое применение знаний.
Структура: приветствие, повторение основных вопросов темы, «продажа» предметов, музыкальная пауза, продолжение «продажи», музыкальный финал, подведение итогов.
Ход урока:
Ведущие располагаются за столом, перед ними большой волчок, а вокруг него по кругу разложены «продаваемые» предметы.
Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка показывает, какой именно предмет будет продаваться.
Покупатели должны рассказать о предмете с точки зрения изучаемой темы. Ведущий после каждого ответа громко считает «Раз… два… три!» Выигрывает тот, кто до счета «три» быстрее даст ответ.
Такой урок наиболее эффективен в 6 – 7 классах.
III. Познавательная (учебная) деятельность.
Написать реферат на одну из предложенных тем: «Шедевры французской готики», «Григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья», «Театральное искусство Средних веков».
Задание на уроке: назовите три термина характеризующих Романский стиль. ( например: арка, укрепления, массивность, проем, храм). Подходит для 5 класса.
Составьте кроссворд из 10 терминов на тему «Достижения музыкальной культуры».
Статьи по педагогике:
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...
Актуализация информации, подготовка учащихся к чтению. Подготовительные
упражнения
Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их (ориентировка на жанр текста). Назовите художественные произведения, которые вы знаете: сказки, рассказы, повести и т.д. О чём там говорится? Назовите французских писателей, которых вы знаете. Знаете ли вы автора данной книги? (знакомство с автором кн ...
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...