В этом городе купцы всех народов, живущих под небесами и плавающих по морям, рады вести торговлю.
«Золото шлют арабы, специи и ладан сабеи,
Оружие – скифы, пальмовое масло из богатых лесов –
Тучная земля Вавилонии, Нил – драгоценные камни,
Китай – пурпурные ткани, галлы – свои вина,
норвеги, руссы – беличьи меха, соболей».
Вопросы: Почему при описании Лондона главное внимание уделяется, во-первых, стенам города, его укреплениям, а во-вторых – городским окрестностям? Велик ли Лондон XII в.? Найдите аргументы в пользу того или иного мнения в самом тексте документа. Действительно ли «множество» воинов или паломников приходили в Лондон и уходили из него?
Учащимся предлагается создать проект «Художественная культура Средневековой Европы». Постановка проблемы: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы. Идея проекта: собрать материал о европейском средневековье и представить его с использованием современных информационных технологий: создать слайд-шоу по художественной культуре, напечатать журнал «Художественная культура Средневековой Европы». Класс делиться на несколько групп, каждая группа отвечает за свое направление: архитектура, музыка, живопись, скульптура, литература и театр. Каждая из групп должна вычленить наиболее яркое, значимое, характеризующее направление и оформить материал в виде журнальной страницы. Формируемые умения и навыки: организация исследовательско-поисковой работы по отбору и систематизации материала, отвечающего на основной вопрос: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы, овладение приемами массмедиа при проведении поисковой работы и оформления журнала.
Целью изучения раздела «Культура Средневековой Европы» является знакомство учащихся с характерными особенностями культуры Средневековой Европы, формирование целостного представления об искусстве и мировоззрении средневекового человека. На изучение данного раздела мы предлагаем выделить 9 уроков. Такое количество часов позволит сформировать целостное представление о культуре и в полной мере выполнить предложенные задачи по развитию и воспитанию учащихся.
Важно использовать различные виды деятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления, памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой и познавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяются различные виды работ. Мы предлагаем обязательно использовать в обучении три вида деятельности, приемлемых для младшего подросткового возраста: познавательная, игровая и творческая. В параграфе «Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте» мы приводим примеры заданий и уроков, направленных на развитие этих видов деятельности учащихся.
В настоящее время в школах на изучение предмета «Мировая художественная культура» уделяется все меньше времени, а это является большой ошибкой. Изучение предмета Мировая художественная культура в школе помогает эстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого. Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать.
Следует также помнить, что МХК – самый объемный предмет в школе. Перегруженность информацией на уроках не вызывает положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст и психологические особенности учащихся. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на уроках общественно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.
В процессе обучения учитель использует различные виды деятельности учащихся. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Знание видов деятельности, характерных для младшего подросткового возраста, позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Мы выделили три вида деятельности, которые на наш взгляд наиболее подходят при изучении раздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте. Это познавательная или учебная, игровая и творческая, или художественная деятельность. Они помогают развить у учащихся память, внимание, мышление, творческие способности; помогают вызвать интерес к изучению предмета.
Статьи по педагогике:
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Средства диагностики эффективности применения методик преподавания
географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...
Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными
дробями
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательны ...