Имеется более универсальная, исходящая из суфистских кругов, версия о процессе исламизации Центральной Азии и роли в нем Яссави. Данные об этой версии мы заимствуем из исследования Дэвида Де Визе «Легенда Яссави об исламизации Туркестана».
Привлекая к рассмотрению один ранее неизвестный и неизученный текст, он относит его с яссавийскому циклу изображения истории, называемому им «священной историей». Рассматриваемый текст по предположению Визе был написан в XIV в. яссавийским шейхом Ходжа Исхаком, сыном Исмаила Аты. Последний, утверждается в разбираемом тексте, был посвящен в «Яссави тарика» своим родным отцом Ибрагимом Атой, который в свою очередь был обращен Сюксюк Атой, учеником непосредственного последователя Ахмада Яссави, известного под именем Суфи Мухаммед Данишманд. Генеалогию Исмаил Аты и Ходжи Ахмада Яссави, автор источника возводит к потомку самого Мухаммеда, третьему сыну знаменитого Али-Ханафийя. Его потомок в четвертом поколении Абу аль-Каххар имел двух сыновей – Абу ар-Рахмана и Абу ар-Рахима. Абу ар-Рахман (т.е. первый сын Каххара) имел также двух сыновей: Исхак Бобо – предка Яссави в десятом колене и Абу аль-Джалила – предка Исмаил Аты в тринадцатом колене. Автор источника рассказывает о битвах, совершенных под руководством Абу ар-Рахима (дяди) и Исхака вместе с Далилем (племянниками) во имя распространения и утверждения ислама в районе Узгена и Ферганы (указаны города Ош и Боб), Шаша и Исфиджаба (используется и более позднее наименование – Сайрам). Исхак Баб одержал победу над правителем-христианином Сайрама Байт ад-Даром и захватил город Каргалык, крепость близ Тараза. После Исхак Баб совершил паломничество в Мекку и по возвращении в Сайрам заложил «деревянную мечеть» («Хубан или Кубан, Шубан – Масджид») стоимостью в 3500 таньга. Все это повествование имеет определенную степень достоверности и в смысле изучения процесса исламизации. К тому же здесь содержится «священная история», т.е. указание на исламскую традицию в истории Центральной Азии, а создание и передача таких легендарных «священных» историй есть часть самого процесса исламизации.
Существует, помимо этого, и простая, строго достоверная версия, касающаяся ближайших учителей Яссави. Линия идейного происхождения Яссави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре Абу аль-Фармази из Туса (умер в 1084 г.). Его учениками были Ахмад ал-Газзали (умер в 1126 г.) и Юсуф ал-Хамадани (1049–1140). Первый – младший брат известного в истории суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата «Воскрешение наук о вере». Полное его имя Абу Якуб Юсуф ал-Хамадани ал-Бузакджирди. Родом Юсуф из курдской деревни в провинции Хамадани. Его рано потянуло к науке, для изучения которой он перебрался в Багдад, где он достиг блестящих и замеченных всеми успехов. Но он вдруг отказывается от классного руководства, которое ему было доверено, и от всяких теоретических спекуляций.
Хамадани возвращается к себе на родину, самостоятельно ведет проповеди в Мерве, Герате, Бухаре. От него ведут свое происхождение две линии – персидская, к Абу ал-Халик ал-Гиждувани и тюркская, к Ахмаду Яссави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «бобо», распространили учение Яссави в Туркестане, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране яссавизм был распространен Хаджи Бекташем. Учеником Яссави был Сулейман Бакиргани Хаким Ота (умер в Хорезме в 1186 г.). Яссави определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Важно было соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тегрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию «тюркского народного мусульманства». Выдающуюся роль в этом процессе сыграло яссавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому – многочисленные культы святых, ставшие местами паломничества.
Нажмиддин Ал-Кубро (1145–1221). Нажмиддин Ал-Кубро – был выдающимся теоретиком суфизма, основателем суфийского братства кубравия, одно из 12 материнских братств, придерживавшихся учения «школы трезвости» ал-Багдади. Оно представляло центральноазиатскую школу суфизма, являлось суннитским и возводило цепь духовной преемственности (санад) через Маъруфа ал-Кархи (ум. 816) к Абу Бакру (572 – 634) либо к Али Талибу (ум. 661). Проалидские симпатии, распространенные среди части членов кубравия, привели в 15 веке к образованию двух самостоятельных шиитских братств – захабия и нурбахшия, выделившихся из кубравия.
Статьи по педагогике:
План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические
рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...
Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу ...
Формирование звуко-слоговой структуры слова в
онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...