Нажмиддин ал-Кубро родился в Хиваке (Хорезм), в молодости изучал хадисы и калам и начал свою деятельность как традиционалист. Был учеником персидского шейха Рузбихана ал-Ваззани.
В труде Абдурахмона Джами «Нафохат ул-унс» приводятся факты о том, что Нажмиддин Кубро, будучи в юношеском возрасте, отправляется в Египет в поисках познания и обучается у ученого Рузбехон ал-Мисрий (умер 1188). Рузбехон отнесся к юному дарованию по-отцовски и всячески покровительствует ему в овладении религиозными и светскими знаниями. Когда юноше исполняется 21 год, философ Рузбехон ал-Мисрий выдаёт за него свою дочь. Освоив множества наук, по завету своего тестя Нажмиддин Кубро возвращается на родину – в Хорезм.
В Гургандже он обосновывает хонагох (обитель) и братство кубравия. Братство самостоятельно существовало на востоке мусульманского мира, где функционировали его общины и обители. Большое внимание Кубро уделяет вопросам воспитания и образования своих учеников.
Согласно учениям Ал-Кубро, человек есть микрокосмос, содержащий в себе то, что наличествует в макрокосмосе, и, следовательно, он может заключать в себе божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый и милосердный».
По мнению доктора философских наук, профессора М. Кодирова Нажмиддином Кубро была создана и тщательно разработана система цвето – световой символики, каждый цвет которой означал достижение человеком определенной ступени на пути познания. Видение белого цвета означало ислам, желтого – веру (ийман), темно – синего – божественную милость (ихсан), зеленого – устойчивый покой (итминан), голубого – истинную уверенность (икан), красного – интуитивное знание (ирфан), а черного – страстную любовь к богу и экстатическое смятение (хайран). По убеждению Кубро, непрестанная концентрация души во время прохождения через этапы ощущений ведет к прозрению и знию.
Свои взгляды Ал-Кубро изложил в трактатах: «Фаваих ал-джамал», «Ал-Усул-ал ишора», «Рисолат ал-хаиф ал-хаим мин лаумат ал-лаим».
Нажмиддин Кубро выдвинул теорию о неуловимых духовных ценрах человеческого сознания и духа («латоиф»). Он разработал десять принципов – основ братства кубравия и правила поведения («сифат ал-одоб») последователя (мудира).
Нажмиддин ал-Кубро как истинный патриот, горячо любивший свою родину, погиб во время взятия монголами Гурганджа, который он защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится в поселке Куна-Урганч.
Братство кубравия не имела единой организационной системы с иерархией соподчинения местных обителей центральной. В кубравия действовала свободная и самоуправляемая (на уровне обители) структура: местные общины и обители с обычной организацией, правилами и практикой поведения членов, во главе стоял руководитель (халифа). Изначально братство практиковало громкий зикр во время коллективных радений, что противоречило традициям центральноазиатского суфизма. Впоследствии некоторые ветви и группы кубравия отказались от этой практики и отправляли только тихий, или личный, зикр, но в обители кубравия в Соктари (под Бухарой) практиковали оба вида зикра до конца 18 века.
Кубравия породила целый ряд дочерних братств и самостоятельных ответвлений, которые возводили свою генеалогию, главным образом, к ученику основателя браства Маджиддина Багдади (от Багдак – селение в Хорезме, ум. 1219). Это фирдоусия, распространенное в Индии (Дели, Бихар) Наджмиддином Мухаммадом (ум. Ок. 1300) – халифой ученика Сайфиддина Бахарзи; нурия – багдатская ветвь кубравия, основанная Абдурахманом ал-Исфароини (ум. 1317); рукния – братство, ведущее происхождение от создателя учения «вахдат аш – шухуд» Рукниддина Алауддавла ас – Симонии (1261–1336); хамадания – алия – браство, выделившееся из рукния, основанное Сайидом Али б. Шихабиддином ал – Хамадани (1314–1384), bunbifibz – хорасанская ветвь хамадания – алия, основанная Исхаком ал-Хутталани (ум. 1423), два ученика которого основали самостоятельные братства: захабия, основатель Абдаллаха Барзишабади Машхади (ум. в сер. 15 века), и нурбахшия, основатель – Саййид Мухаммад (по прозванию Нурбахши).
Основные принципы кубравия это: 1. Тауба – возвращение к богу по собственному желанию, любовь к богу по своей воле, без его повеления на этот акт, отказ от своего «я». 2. Зухд фи-д – дунё – отказ от всего мирского (движимое и недвижимое имущество), равно как подавление желания его иметь. 3. Таваккул ала-л-иллах – во всем полагаться только на милость и могущество бога, добровольно отказаться от активной деятельности в этом мире. 4. Каноат – умеренность и довольство малым во всем, что поддерживает жизнь, освобождение от низменных влечений (неумеренность в еде, страсть к богатым одеждам, праздность и т.п.). 5. Узлат – находясь в уединении, укреплять душу, прервать общение с людьми: не говорить, не слушать, не смотреть. 6. Мулазамат аз-зикр – мысленное, добровольное, постоянное упоминание имени божьего закроет дорогу к сердцу подлости, зависти, скупости, лицемерию и т.п. 7. Таваджжух ила-л-ллах – обращение к богу всем своим существом, беззаветная любовь к нему, не существует ничего, кроме него. 8. Сабр – следует добровольно сносить муки борьбы с плотскими страстями, через терпение «полируется» сердце и очищается дух человека. 9. Муракаба – созерцание того, что достигнуто (обретен покой), поскольку сердце очищено и свободно от низменных страстей, оно в ожидании раскрытия врат милости Сущего. 10. Рида – суфий освобождается от чувства удовлетворения своей любовью к богу. Ныне для него важен тот факт, что он стал удовлетворять бога, который его возлюбил. Любовь к богу исчезает как личное чувство суфия и превращается в новое качество в виде пожелания (не приказа) самого бога. Таким образом, в учении кубравия прослеживается теория аскетизма, т.е. отречение от низменных благ и очищение духа, путем формирования и укрепления воли человека.
Статьи по педагогике:
Особенности формирования представлений
о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...
Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...