Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 9

Альбом включает в себя 594 письма – автографа шестнадцати авторов, живших в Самарканде и Герате, которые вели обширную переписку с гератским двором Темуридов. Письма написаны между 1469–1492 годами, хранились в государственном архиве в Герате и были собраны в единый альбом по инициативе Алишера Навои, которому и было адресовано большинство из них.

Больше половины писем принадлежат поэту-мыслителю Абдурахману Джами, их всего 337, 128 писем – Ходжа Убайдуллаху Ахрару, а остальные – его мюридам и другим образованным личностям Мавераннахра и Хорасана XV в. Что особенно важно – все эти авторы принадлежали к ордену Накшбандия. Имен адресатов в письмах нет, за исключениям нескольких. Так, в семи письмах названо имя Амира Алишера. По аналогии с ними, и судя по приводимым титулам и форме обращения к адресатам, можно прийти к выводу, что большинство писем адресовано Алишеру Навои, занимавшему важные государственные должности Хорасана в 1469–1487 гг. Несколько писем адресовано султану Хусейну Байкара, правившему Темуридским государством в Хорасане (1469–1506 гг.), и должностным лицам, ведавшим делами вакфов.

Некоторые письма Ходжа Ахрар отправлял Абдурахману Джами, как своему единомышленнику, чтобы добиться его поддержки в осуществлении своих дел, связанных с двором Темуридов в Герате. В таких случаях Джами писал письмо ко двору, приложив к нему просьбу Ходжа Ахрара. Об этом свидетельствует наличие двух писем в альбоме – Ходжа Ахрара и Джами – по одному и тому же вопросу.

Письма Ходжа Ахрара касаются главным образом политических взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана второй половины XV в. – это территориальное распри и междоусобици Темуридов Султана Махмуда (1459–1494 гг., правил в Хирасе), Султана Ахмада (1468–1493 гг., правил в Самарканде) с одной стороны и Султана Хусейна Байкара (1469–1506 гг.), правившего Хорасаном, – с другой.

Ряд писем Ходжа Ахрара посвящен вопросам религии и суфизму – это наставления шейха по укреплению шариата, призыв к правителям воздержаться от применения силы в междоусобных конфликтов без санкции духовных авторитетов и т.п.

В альбоме имеются и письма Ходжа Ахрара, касающиеся его хозяйственной деятельности (покупка земель в Хорасане, торговля и др.). Имеются также письма-ходатайства Ходжа Ахрара за других лиц, они по своему содержанию примыкают к указанным выше трем группам (например, освобождение из-под ареста и отправление в Мавареннахр лиц, задержанных в Герате по политическим мотивам, освобождение от непредусмотренных шариатом налогов, оказание поддержки людям духовного сана, едущим из Самарканда в Герат, защита имущественных, торговых и других интересов приверженцев Ходжа Ахрара, приезжающих в Хорасан или живущих там, и т.п.).

Письма Ходжа Ахрара не оставались без ответа, ему писали и Алишер Навои, и Султан Хусейн Байкара. До нас дошло письмо Султана Хусейна к Ходжа Ахрару в ответ на его просьбу разрешить двум высокопоставленным лицам – эмирам, проживавшим в Герате по политическим мотивам, уехать в Самарканд. Султан Хусейн заверяет Ходжа Ахрара в своей полной готовности выполнить все его просьбы, в частности и эту, хотя как он пишет, по нынешним обстоятельствам это нецелесообразно.

В альбоме кроме писем Ходжа Ахрара, представлены письма еще девяти человек – это его сыновья, затья и близкие приверженцы, которые вели оживленную переписку с гератским двором Темуридов. Мир Абдалаввал Нишанпури, мюрид и зять Ходжа Ахрара, автор известного автографического труда «Масмуъат», посвященного Ходжа Ахрару; Ходжа Али – другой мюрид и зять Ходжа Ахрара; Маулана Касим – ближайший мюрид Ходжа Ахрара, называемый современниками тень Ишана и др.

В письмах этих лиц, часто со ссылкой на Ходжа Ахрара, затрагиваются те же вопросы, относящиеся к политической, экономической и духовной жизни общества, как это мы видим в письмах самого Ходжа Ахрара. Кроме того, в них изложены личные просьбы авторов, касающиеся их собственных материальных вопросов, а также других людей, принадлежавших к духовному сословию. Например, в письмах Ходжа Али мы видим, как он, обращаясь к султану Хусейну Байкара, просит его осуществить всеобщее прощение, т.е. он просит отпустить захваченных им в плен людей султана Махмуда, он поднимает вопрос о необходимости милостивого отношения к людям и сообщает об одобрении Ходжа Ахраром ведущихся переговоров, в которых в качестве посредников выступают сейиды, действующие по указанию Ходжа Ахрара.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Проблемы и перспективы развития Северного морского пути
Проблемы функционирования Северного морского пути тесно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России и меж ...

Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru