Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 1

Деятельность выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. История знает великие эпохи, отмеченные универсальным общественным, интеллектуальным и творческим порывом. Такой была и эпоха Амира Темура и Темуридов. Духовное наследие этой эпохи – одна из ярчайших страниц мировой истории. Блистательный взлёт науки, архитектуры, градостроительства, изобразительных и прикладных искусств, литературы, поэзии музыки, зрелищных искусств являет собой уникальный феномен мирового масштаба, не случайно получивший определение «Восточный Ренессанс».

Комплексное и объективное, строго научное осмысление исторического и культурного наследия данной эпохи в контексте современных духовных реалий, требующих полного и непредвзятого освещения, свободного от политических и конъюнктур, факторов и тенденций – дело чести учёных и научных коллективов.

После освобождения Мавераннахра от моноголов, начиная с 1370 года страной правит Амир Темур, выдающийся государственный деятель, прославленный полководец, меценат науки и культуры. Амир Темур создаёт сильное централизованное государство.

Безусловно одно – деятельность Амира Темура внесла огромный позитивный вклад в общественное и культурное развитие эпохи, в прогресс мировой цивилизации, мировую историю в целом. Без учёта и признания его достижений трудно осветить динамику последующих эпох, осознать их значение в развитии всемирного- исторического процесса. Созидательная деятельность Амира Темура, заложенные им традиции покровительства наукам, искусствам, градостроительству, всему духовному развитию общества, впоследствии подхваченные лучшими представителями династии темуридов, подтверждаются многочисленными историческими фактами.

Благодаря политической энергии и целеустремлённой деятельности Амира Темура были возрождены и усовершенствованы институты государственного, социального и военного управления, на основе продуманных и плодотворных финансово-денежных и налоговых реформ получили бурное развитие производительные силы общества6 ремесленное производство, экономика и торговля, градостроительство. Примечательно, что Амиру Темуру было чуждо чувство ложно понятого патриотизма – при всей любви к своему краю он прекрасно осознавал важность и значение высоких и культурных достижений сопредельных стран и народов.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, неоднократно подчеркивая роль и гений великого полководца и государственного деятеля Амира Темура, в своих выступлениях и научных трудах следующим образом высказывается по этому поводу: «…Необходимо учитывать, изучать и перенимать полководческий талант, военное искусство и стратегическое мышление наших великих предков: Амира Темура, Джалолиддина Мангуберди, Захириддина Мухаммада Бобура…». Действительно, глобальные устремления Амира Темура выразились в его целенаправленных действиях всеохватывающего масштаба. При нём были созданы лучшие условия для творческой работы известных мастеров, архитекторов, поэтов, учёных из разных стран Среднего и Ближнего Востока.

«…Темур был одним из самых выдающихся правителей всех времен и народов. Он обладал даром предвидения невероятной силы. И таким же могучим был его организаторский дар. Десятки, сотни раз его пытались победить в открытом бою- и не могли, амир Темур не проиграл ни одного сражения. Его пытались свергнуть в смутах междоусобиц- и опять не смогли. Амир Темур надежно оградил себя и своё государство от любых неожиданностей» – пишет Е. Березиков в своем произведении «Великий Тимур». Действительно, великий полководец и государственный деятель Амир Темур знал, как сделать государство сильным, а народ счастливым. Он твердой рукой осуществлял намеченное: его государство стало самым могучим в мире. «Ни на Западе, ни на Востоке, ни на Севере, ни на юге не было силы, способной ему противостоять» – пишет В.В. Бартольд в своей работе «О погребении Тимура».

Согласно мнению П. Конрада, в Амире Темуре проявился дух Македонского и Канишки, как локальное выражение вселенской идеи.

На долгие годы и десятилетия Самарканд и другие города Центральной Азии стали своеобразными центрами культурного и научного прогресса. Эпоха Амира Темура отмечена приобщением широких слоёв населения к ценностям духовной культуры. Общий духовный подъём породил когорту одарённых личностей, он захватил различные социальные прослойки. В мастерских ремесленников и лавках торговцев велись беседы на возвышенные темы, читались стихи. Они звучали не только на придворных празднествах и изысканных мажлисах городской элиты, но и среди широких кругов населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Возможные структура и содержание непрерывного курса информатики для средней школы
Начало систематического обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы в нашей стране было положено в 1985г. на базе первой программы курса «Основы информатики и вычислительной техники». В основу ее разработки были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Указанные ...

Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...

Формы и методы развития социальной компетентности у подростков
Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по раз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru