Реформы Улугбека потребовали новых учебников. Он и его сподвижники занялись созданием новой учебной литературы. Часть учебной литературы была создана в Средней Азии. Так, популярно было пособие по арабской грамматике поэта Абдурахмана Джами. По мнению Улугбека, учебники для медресе должны быть написаны в простой и доходчивой форме.
Улугбек отменил систему индивидуальных занятий и ввел метод «джамоа», близкий классно-урочной системе. Общую лекцию читали большой группе шогирдов в 70 человек, а практические занятия велись малой группе из 10–15 человек.
Лучшие выпускники медресе приглашались Улугбеком в обсерватории. С большой ответственностью он относился к подбору кадров мударрисов.
В период правления Улугбека укрепились культурно-экономические связи со многими государствами Востока и Запада, Центральной Азии. Заметен расцвет в устном народном творчестве. Героический народный эпос обрастает различными вариациями. В Самарканде создаются общины стихолюбов, которые на своих сборищах читают стихи Омара Хайяма, Фирдоуси, Физули, Ганджави и др. поэтов Востока. Творчество Улугбека, его философские, эстетические, общественно-политические и просветительские – педагогические взгляды оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли Центральной Азии.
Другой яркой фигурой, оставившей след не только в узбекской истории, литературы, но и в педагогике был основатель империи Великого Могола в Индии, последний из Тимуридов хан Захриддин Мухаммед Бобур (1483–1530).
Нуриддин Абдурахман Джами (1414–1492). Нуриддин Абдурахман Джами родился в Хорджирде, в округе Джам, в Хорасане. Начальное образование Абдурахман получил дома и в медресе проявил себя как способный и трудолюбивый студент., Профессора Герата не могли удовлетворить его жажду знаний. Он отправился в Самарканд – тогда центр культуры и науки в Средней Азии. Успешно закончив медресе Улугбека, Джами возвращается в Герат.
Скоро Джами становится известным как талантливый поэт и автор ученых трудов. Независимый характер помешал Джами занять государственную должность или вступить в ряды официального духовенства. Он стал членом суфийского ордена Бахауддина Накшбанди.
Он обладал большими познаниями во многих науках, хорошо знал арабский язык, математику, логику, астрономию, космографию, право и был знатоком искусства. Им написан «Трактат о музыке» Он оставил богатое наследие во многих областях науки и литературы.
Произведение Джами «Бахористон» («Весенний сад») является одним из лучших педагогических памятников таджикского народа XV в. «Бахаристан» написан по образцу «Гулистана» («Цветника роз») Саади. Каждая из 8 глав называется «равза», т.е. сад. В них помещены рассказы и притчи, составленные из высказываний суфиев, поучений мудрецов о жизни, поведении людей, даны биографии поэтов. По убеждению Джами, достоинство человека определяется не занимаемой им должностью, не богатством, а честным трудом: «Не золотом, не серебром прославлен человек, своим талантом, мастерством прославлен человек» – писал поэт. Джами уделяет огромное значение вопросам воспитания. Как и его предшественники, особенно Саади, он считает очень важным для молодого поколения овладение знаниями: знание освещает человеку путь в жизни и помогает ему преодолеть все трудности и препятствия, встречающиеся на его пути. Поддерживая мысль Саади, что знание должно быть связанным с практикой, Джами писал: «Раз занимаешься овладением наукой, старайся применить ее на практике. Ведь наука без практики – это отрава, которую нельзя пить». Целью овладения знаниями должна быть подготовка к тому, чтобы стать полезным для людей. Предшественники Джами говорили о значении знания для практики, он подчеркивал значение практики для закрепления старых и получения новых знаний:
Лишь к той тянись науке, что впрямь необходима,
Ту не ищи, какая тебе не столь нужна.
Когда усвоешь твердо основу благотворной.
Сил не жалея, действуй, так велит она.
Источником знания, великим учителем и наставником молодежи Джами считал книгу. Он призывал молодежь читать, любить и ценить ее. Через книги передается молодому поколению весь жизненный опыт и вся мудрость старшего поколения, поэтому книга – самый близкий друг человека. Джами высказывал мысль, что знание – продукт жизненной практики и~твор-чества людей, что знание создали люди и оставили его после себя для подрастающих поколений в книге.
Предшественники Джами мало говорили об учителе, отдавая предпочтение воспитанию в семье. Высоко оценивая значение и труд учителя, Джами в «Книге мудрости Искандера» рассказывает о мальчике, который учителю воздает почести больше, чем отцу. Идеальным учителем Джами считает воспитателя Александра Македонского Аристотеля.
Статьи по педагогике:
Особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего
дошкольного возраста
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...
Общекультурная компетенция учителя как компонент его
педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...
Возрастные психологические особенности дошкольного
возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...