Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.
Потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встречи со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волнующую силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.
Роль театра в воспитании может быть осмыслена при условии понимания природы личности. Проблема личности одна из центральных в философии, психологии, педагогике второй половины XX века.
Возможности театра и театрализации как метода художественно-эстетического образовательного творчества трудно переоценить. Именно эта форма учебно-воспитательной деятельности обладает универсальной способностью непосредственного эмоционально-рационального введения личности в культуру человечества. Социализация личности происходит по мере освоения духовного пространства культуры, гуманитарных ценностей личности. Личность входит в социум всей тройственной природой - тело, душа, дух – с доминантой самоопределения в людском мире.
Театр как синтетическое искусство наиболее полно «охватывает» все сущностные качества личности в ее отношениях к миру, людям, себе, универсально способствуя ее культурной самоидентификации. Активным способом социализации личности является игра – такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.
При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Центральным моментом, объединяющим все стороны жизни подростка, является роль, которую берет на себя воспитанник. Именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Игра является деятельностью производящей подлинную революцию в отношении подростка к миру. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. В этой связи театр предстает как игра особого рода, как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый подростком.
В последние годы драматизация как элемент театральной педагогики исследуется многими учеными: как форма внеклассной работы (В. А. Шилов, В. Г. Ширяева), педагогически организованная игра подростков (Н. П. Аникеева, Л. М. Иванова, С. А. Шмаков), познавательная игра младших школьников (З. В. Баянкина, О. С. Газман), дидактический театр (Н. В. Сорокин-Росинский, В. А. Караковский), средство воспитания личности (Н. Е. Щуркова, С. Р. Фейгинов).
Статьи по педагогике:
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Психология и педагогика ранней юности
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической
практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...