Термин «драматизация» является производным от «драма» (греч. drama - действие, точнее, переживание в действии) – один из трех основных родов художественной литературы. Отсюда драматизм — это эстетическая категория, характеризующаяся действием, отражающем противоречия и конфликты человеческой жизни. Драматизировать – значит придавать какому-либо произведению драматическую форму. Истоки драматизации обнаруживаются в культовых праздниках и обрядах древних людей, в древнегреческом театре. Драматизация широко применяется как прикладное понятие в различных аспектах теории и практики культуры, театра, общественных наук.
В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, драматизация используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия или раздела учебного процесса; как элемент более широкой технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Актуальность драматизации в системе образования обусловлена: во-первых, большим потенциалом воздействия на личность (использование драматизации способно значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности, подвижности и познавательного интереса); во-вторых, полифункциональностью (драматизация выполняет диагностическую, коррекционную, коммуникативную, творческую функции).
Группа молодых ученых под руководством профессора Н. Е. Щурковой (Е. А. Осипова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко) рассматривает драматизацию в проблемном поле прикладной педагогики как особую методическую форму целенаправленного воспитания подрастающего поколения. Драматизация – это средство воспитания личности как субъекта собственной жизни путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся перед ним игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является. Определяя драматизацию как средство воспитания личности, позволяющее вскрыть социальное значение того или иного жизненного явления, ученые подчеркивают, что игровая сюжетно-ролевая форма обостряет восприятие, обеспечивает высокий интерес и внимание, и, вовлекая в ход драматизированных событий, инициирует реальные переживания и реальную интеллектуальную активность воспитанника (16).
Достоинством драматизации является возможность в игровой ситуации почувствовать, как ведут себя люди в неизвестных ранее условиях, не связанные стандартными предрассудками и стереотипами. По законам ролевого действия, человек преодолевает трудности, вступает в конфликты, ведет внутренние диалоги с собой и другими. Говоря о театре как о наиболее распространенном виде детского творчества, Л. С. Выготский отмечал, что драма, основанная на действии, наиболее близко связывает художественное произведение с личным переживанием и всякая драматизация близка игре (3). Драматизация отражает способ разрешения конфликтной ситуации за счет творческого принятия личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и не характерны. Драматический конфликт выступает и как средство, и как способ моделирования процесса действительности, раскрывающий сущность изображаемого явления.
Статьи по педагогике:
Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...
Подготовка конкурентно-способных кадров – цель программных
документов по реформированию системы образования Узбекистана
Реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Образовании». Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, ...
Понятие письменной речи
Письменная речь – это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющ ...