Безусловно, демократизация культурной жизни и её широкий просветительский характер возможны были лишь при поддержке и поощрении правителей государства. И здесь основополагающие принципы культурной политики, стимулировавшие общий подъём духовного, просветительского начала, со всей очевидностью просматриваются в деятельности Амира Темура. Его личность была своего рода гарантом всеобщей стабильности в государстве, а его политика содействовала сблалансированному взаимодействию религиозного и светского начал.
Высокие художественные достижения эпохи оказали плодотворное влияние на последующее развитие педагогической мысли Среднего Востока. Генезис культуры государства Бобура и Бабуридов в Индии, Сефевидов в Иране, Шейбанидов и Аштарханидов в Центральной Азии также во многом связан с богатейшими духовными традициями и искусством эпохи Амира Темура и Темуридов.
После смерти Темура, Темуриды обратили большое внимание на развитие искусства, науки и культуры. Особенно во время правления Улугбека, Шахруха и Хусайна Байкаро, культура достигла своей высшей точки в исторической эпохе и города Маверанахра и Хорасана были признаны во всем мире, как очаги великих цивилизаций, не только в Мусульманских странах, но также и в Европе. Это было в конце второй половины Центрально-Азиатского Ренессанса.
Такие великие философы как Улугбек, Козизада Руми, Али Кушчи, Миршариф Джуржони, Джами, Ходжа Акбар, Лутфий, Хондамир, Бекзод, Бабур и многие другие были признаны во всем мире.
Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В ХIV – ХV вв. в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.
В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.
Алишер Навои жил в течение ХV в. и создал свои вечные шедевры. Один из Темуридов, Улугбек, был ответственным за строительство научного центра в Самарканде, известного как Академия Улугбека в разных литературных источниках.
Это было время для узбекской поэзии, художественной миниатюры, рукописного искусства и развития большого количества научных направлений по астрономии, математике, истории и медицине.
Но к концу ХV столетия междоусобные войны участились и разрушили государство Темуридов к началу ХVI столетия. С Севера пришли туркские кочевники завоеватели. Но в начале ХVII – ого столетия, «Великий внук» Темура и правителя Ферганы, Бабур вторгся в Индию и установил новое государство, известное как «Великая Могольская Империя». Темуриды управляли этим государством до вторжения Великобритании в Индию.
Мирзо Улугбек (1394–1449) Улугбек Мухаммад Тарагай родился в 1934 году в Султане. Его отцом был сын великого Темура Шахрух, а матерью – Гавхаршодбегим, внучка Найманского падишаха Кутлугхана. Его бабушка Сараймулк-ханум вырастила Улугбека. Когда ему исполнилось 15 лет, Улугбек стал правителем Самарканда. По исполнении 17-ти он принял бразды правления Мавераннахром и правил государством 40 лет. В действительности, ему было трудно совмещать государственные дела с наукой и Улугбек понял это лишь после поражения от Баракхана. Великий ученый любил посвящать себя науке, но трон также был ему необходим, в противном случае строительство дорогой обсерватории, возвышающихся медресе и оплата труда сотни ученых были бы невозможны. Мать Улугбека не приветствовала желание сына стать ученым, аргументируя это тем, что миром правит власть, а не наука и книги. Но вопреки всему, Улугбек стал великим ученым, который пытался донести человеческие идеи до звезд и овладеть новыми познаниями с далеких галактик. Он составил карту звездного неба, которая пользуется популярностью и по сей день.
Астрономические таблицы Улугбека и его каталог 900 звезд (видимых без телескопа) вошли в мировую науку. Если даже считать их результатом многолетних коллективных трудов сотрудников Улугбека, все равно неоспоримы его великие заслуги не только как руководителя обсерватории, первоклассной по тому времени, но и как создателя выдающихся медресе, в которые им были введены как обязательные естественные дисциплины.
При Улугбеке Самарканд превратился в центр искусства и научной мысли. Мавераннахр был могущесвенным и сильным как никогда. Но многие его эмиры не поддерживали проводимую им политику и пытались разграбить государственную казну с целью начала войны между родственниками, сыном и отцом. Историки времен Улугбека написали, что Улугбек был обезглавлен по приказу родного сына в 20 км от Самарканда. Мирзо Улугбек творчески развил педагогические взгляды своих предшественников Рудаки, Фароби, Беруни, Ибн Сино. Он высоко ценил разум, верил, что прогресс науки способствует развитию личности его интеллекта. В своем эмирате построил три медресе: в Бухаре, Гиждуване и Самарканде. Учебные комнаты в них шире, светлее, стены красочно расписаны, соблюдались санитарные и гигиенические условия.
Статьи по педагогике:
Художественные тексты в структуре отечественного УМК
Проблемы социокультурного содержания указывают на необходимость включения аутентичных текстов современной художественной литературы в учебный процесс в средних школах. Вместе с тем количество учебных материалов, обеспечивающих комплексное и полноценное формирование необходимых компетенций и упражне ...
Подбор методов обучения
для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы
«Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...
Традиционно-педагогические методы
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученическ ...