Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.
Изучая методическую литературу, учителя- практики приходят к выводу, что проверка знаний учащихся на уроках Мировой художественной культуры требует нестандартных форм. И я с ними в этом соглашусь, во-первых, потому, что изучение мировой художественной культуры предполагает обращений ко всему миру художественной культуры: к ее морфологии, т.е. видам искусства (ИЗО, архитектура, художественная фотография, музыка, литература, танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство); к содержательному смыслу художественных ценностей в их прошлом бытовании и как части современной культуры; к элементу системы ценностных ориентиров личности школьника. И такое многообразие изучаемых вопросов требует нестандартных форм проверки знаний учащихся. Во вторых, предмет мировая художественная культура, в отличие от других, носит игровой характер, а это значит, что через игру в предмете учащиеся получают знания по нему. Посредством интерпретации соответствующих знаков и символов, элементов условности и метафоричности создается игровой характер МХК, который позволяет разнообразить формы контроля знаний учащихся.
В-третьих, т.к. МХК оперирует условностями и символами изучаемого материала, интерпретацией, то без ассоциативного восприятия здесь не обойтись. Игра поможет учителю создать у учащихся представление о том, что они никогда не видели, вызвать ассоциации и понять учебный материал. В-четвертых, игра содействует пробуждению интереса учащихся к миру художественной культуры. Учащиеся при изучении МХК становятся не только объектом, но и субъектом учебного познавательного процесса. К.Д.Ушинский отмечал: "успешно можно учиться, только если учиться весело"
Игра как метод преподавания МХК позволяет решать следующие дидактические задачи:
мотивационные - к учебе в целом и предмету в частности,
познавательные - на основе игровой интриги,
мыслительные - развитие интеллекта и воображения,
развивающие - на основе склонности детей к игре вообще,
воспитательные - содержанием предмета и правила
Все это позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета. Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Они поддерживают интерес к предмету и способствуют активности учащихся в его изучении. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть вои способности, возможности и таланты.
Статьи по педагогике:
Авторитарная и гуманная педагогика
Если говорить об авторитарной и гуманной педагогике, то мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления. Это совершенно противоположные подходы к образовательному процессу. Назовем некоторые качественные различия между авторитарным и гуманным образами педагогического мышления. ...
Самопознание в выборе профессии
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно ...
Культура
- образование - человек
Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Полому образование — это вхождение ребенка в с ...