Эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет интуитивное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Поэтому курс мировой художественной культуры включён в число базовых общеобразовательных предметов в практике отечественного образования.
Потребность в методических нововведениях и приобщении учащихся к современным теоретическим знаниям в области художественной культуры весьма насущна в силу ряда причин. В первую очередь это актуально в свете изменений, которые произошли в последнее десятилетие в нашей стране. Во- вторых, изменились и сами реалии современной культуры. В последнее время жизненнаясреда в не меньшей мере, чем художественное произведение становится формой существования искусства. В результате понятие «художественная культура» расширяется, в него включаются не только феномены высокой культуры, но и факты культуры повседневности, с которой тесно переплетены проблемы масс-культуры.
В этих условиях задачи школы и преподавателя мировой художественной культуры значительно усложняются. Приоритетной становятся задачи: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры» ; научить учащихся ориентироваться в поистине безбрежном океане мировой художественной культуры для последующей адаптации в реалиях современной жизни и выработки собственного вектора развития.
В результате адекватной реализации программы курса создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
- Формируется общекультурная компетентность ученика;
- Формируется коммуникативная компетентность ученика;
- Формируется информационная компетентность ученика;
- Формируется социальная компетентность ученика.
Решение этих задач требует от учителя МХК многогранной подготовки в разных областях знаний, владения теоретическими и методическими аспектами художественно-эстетического образования . Учитель МХК должен уметь:
- самостоятельно и квалифицированно строить урок на основе принципов-
проблематизации содержания мировой художественной культуры, художественно-педагогической драматургии
- выявлять широкие кросс-культурные связи единства высокой культуры и культуры повседневной
- использовать деятельностные методы в преподавании предмета с целью изменения жизненных установок современных подростков, их переориентации на самостоятельное и критическое постижение окружающей жизни.
- разрабатывать контрольные мероприятия по курсу Мировая художественная культура, являющиеся важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»
Целью данной работы является: исследование системы контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроке МХК.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся на уроках МХК;
2) систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся;
3) разработка методики применения различных форм контроля на уроке МХК.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: Различные формы контроля знаний учащихся по МХК.
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения и степени формирования общекультурной, коммуникативной и социальной компетентности учащегося.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Cистематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, в следствии которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Новизна работы заключается в том, что предлагаются конкретные виды деятельности учащихся, приводятся примеры контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении раздела. Также приводится анализ методической литературы и опыта практикующих учителей.
Практическое применение. Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях (культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).
Теоретическая часть «Систематизация накопленных сведений по вопросу контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры».
Статьи по педагогике:
Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой
грамотности дошкольников
Проведение занятий с детьмипрежде всего должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания. К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи: ознакомление дете ...
Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных
памятниках средней Азии
Культура и древние памятники на территории нынешнего Узбекистана. Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Результаты археологических исследований и письменные источники позволяют говорить о значительной роли этого региона в развитии древних цивилиз ...
Общекультурная компетенция учителя как компонент его
педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...