должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки;
в чем специфика учебного предмета в отличие от науки;
в какой мере и каким образом в учебных программах должен отражаться накопленный фонд знаний;
каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу.
Таким образом, научная дисциплина является системой знаний, которая ориентирована на исследователей, а учебная дисциплина - это система знаний, ориентированная на обучающихся.
В связи с этим необходимо отметить, что структура научных и учебных дисциплин может, как совпадать, так и не совпадать.
Учебная дисциплина может являться прямым дидактическим отражением соответствующей отрасли научного знания. Учебная дисциплина может быть отражением научных знаний об определенном предмете, которые накоплены в разных науках. Такое понимание учебной дисциплины открывает более широкие возможности для обучения студентов различным знаниям. Становится очевидным, что природопользование может преподаваться не только экологам или географам и не только в качестве отдельного учебного курса «Природопользование», а также и экономистам, и педагогам и другим специалистам иного профиля. В этом отношении может быть достаточно перспективна модульная система обучения.
Учебная дисциплина «Природопользование» включает в себя два компонента. Во-первых, это система знаний, а, во-вторых, это система учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.
При разработке обоих компонентов учебной дисциплины должны учитываться следующие факторы:
сложившаяся система знаний в рамках научной дисциплины;
приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции;
уровень, тип, цели образовательной программы;
интересы студентов;
знания, способности обучающихся;
формы и функции активности студентов;
имеющийся современный фонд дидактических материалов.
Статьи по педагогике:
Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста в физиологии
Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и ...
Сущность и основные принципы
управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...
Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...