Психологические особенности обучения изучающему чтению на основе текстов современной художественной литературы

Страница 4

Следующий компонент, обуславливающий понимание текста является его коммуникативные умения:

– умение предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации;

– умение, просмотрев текст, сказать, какова его тема и основная мысль;

– умение выделить самые общие сведения, которые соотносят текст с определенной областью знаний;

– умение, обнаруживая ключевые слова и ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию;

– умение установить, соответствует ли содержание текста интересам читающего;

– умение оценить полученную информацию с точки зрения новизны, актуальности и перспективности ее использования.

Итак, опираясь на психологические исследования процесса чтения аутентичных текстов современной художественной литературы можно выделить следующие умения и навыки, которые необходимо развивать в процессе обучения изучающему чтению при несовершенном владении иностранным языком. Итак, необходимо:

совершенствовать технические навыки чтения.

Учить учащихся искать соответствующие опоры (лексические, лингвистические, логико-смысловые, грамматические);

Обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур;

Развивать языковую догадку, смысловое вероятностное прогнозирование;

Развивать информационно поисковые умения;

Формировать и развивать умения функционально-смысловой обработки текста;

Формировать и развивать умения интерпретации информации текста на основе анализа, синтеза и оценки.

Признанной одним из самых главных видов речевой деятельности по важности и доступности, чтение всегда направлено на извлечение информации, содержащейся в тексте. Изучающее чтение имеет целью полное, детальное понимание содержания написанного. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка.

Обучение изучающему чтению должно строиться как познавательный процесс, а спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим, важным является интересное, значимое для учащихся содержание текста. Так, при отборе материала представляется необходимым, прежде всего, учитывать возрастные особенности, интересы и потребности учащихся, не менее важным при этом является новизна и практическая значимость имеющейся в нём информации.

В настоящее время эта задача может быть успешно решена на основе аутентичных текстов современной художественной литературы.

Использование аутентичных текстов современной художественной литературы в процессе обучения иностранным языком повышает мотивацию учащихся, способствует организации подлинного общения и как результат, приводит к достижению необходимых программных целей в обучении иностранного языка.

В процессе обучения изучающему чтению художественных текстов при несовершенном владении иностранным языком вспомогательную роль играют компенсаторные умения: целостное восприятие слов, языковая догадка, вероятностное прогнозирование, информативно-поисковые умения.

Соответственно, при обучении изучающему чтению следует обучать следующим умениям:

Пониманию типа, специфики и целостного назначения текста;

Ориентировке в тексте с учётом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей;

Использованию компенсаторных умений для самостоятельного преодоления трудностей: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам (контекстуальная и языковая догадка); игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций; пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, иллюстрации, сноски); пользоваться справочной литературой и словарём.

Исчерпывающему пониманию содержания текста за определённый промежуток времени.

Подводя итог, следует заметить, что обучение всем основным вышеперечисленным компонентам умения читать аутентичные тексты художественной литературы обеспечивает учащимся среднего этапа точное и полное понимание содержания такого рода текста.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Понятие и содержание культуры поведения
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. «Человек человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во вза ...

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru