Психологические особенности обучения изучающему чтению на основе текстов современной художественной литературы

Страница 4

Следующий компонент, обуславливающий понимание текста является его коммуникативные умения:

– умение предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации;

– умение, просмотрев текст, сказать, какова его тема и основная мысль;

– умение выделить самые общие сведения, которые соотносят текст с определенной областью знаний;

– умение, обнаруживая ключевые слова и ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию;

– умение установить, соответствует ли содержание текста интересам читающего;

– умение оценить полученную информацию с точки зрения новизны, актуальности и перспективности ее использования.

Итак, опираясь на психологические исследования процесса чтения аутентичных текстов современной художественной литературы можно выделить следующие умения и навыки, которые необходимо развивать в процессе обучения изучающему чтению при несовершенном владении иностранным языком. Итак, необходимо:

совершенствовать технические навыки чтения.

Учить учащихся искать соответствующие опоры (лексические, лингвистические, логико-смысловые, грамматические);

Обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур;

Развивать языковую догадку, смысловое вероятностное прогнозирование;

Развивать информационно поисковые умения;

Формировать и развивать умения функционально-смысловой обработки текста;

Формировать и развивать умения интерпретации информации текста на основе анализа, синтеза и оценки.

Признанной одним из самых главных видов речевой деятельности по важности и доступности, чтение всегда направлено на извлечение информации, содержащейся в тексте. Изучающее чтение имеет целью полное, детальное понимание содержания написанного. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка.

Обучение изучающему чтению должно строиться как познавательный процесс, а спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим, важным является интересное, значимое для учащихся содержание текста. Так, при отборе материала представляется необходимым, прежде всего, учитывать возрастные особенности, интересы и потребности учащихся, не менее важным при этом является новизна и практическая значимость имеющейся в нём информации.

В настоящее время эта задача может быть успешно решена на основе аутентичных текстов современной художественной литературы.

Использование аутентичных текстов современной художественной литературы в процессе обучения иностранным языком повышает мотивацию учащихся, способствует организации подлинного общения и как результат, приводит к достижению необходимых программных целей в обучении иностранного языка.

В процессе обучения изучающему чтению художественных текстов при несовершенном владении иностранным языком вспомогательную роль играют компенсаторные умения: целостное восприятие слов, языковая догадка, вероятностное прогнозирование, информативно-поисковые умения.

Соответственно, при обучении изучающему чтению следует обучать следующим умениям:

Пониманию типа, специфики и целостного назначения текста;

Ориентировке в тексте с учётом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей;

Использованию компенсаторных умений для самостоятельного преодоления трудностей: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам (контекстуальная и языковая догадка); игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций; пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, иллюстрации, сноски); пользоваться справочной литературой и словарём.

Исчерпывающему пониманию содержания текста за определённый промежуток времени.

Подводя итог, следует заметить, что обучение всем основным вышеперечисленным компонентам умения читать аутентичные тексты художественной литературы обеспечивает учащимся среднего этапа точное и полное понимание содержания такого рода текста.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также спе ...

Воспитание и обучение в Греции
О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление. Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru