Принципы отбора текстового материала художественной литературы

Страница 2

Фактором, влияющим на выбор текста, может быть также его тематика, исторические события, лежащие в основе сюжета произведения, среда, в которую погружено действие-то есть те фоновые знания, которые неизменно составляют культуроведческий и страноведческий потенциал любого произведения высокого художественного уровня. А так же, соответствие тематики данного текста изучаемым темам.

Художественные произведения, составляющие основной фонд национальной культуры народа-носителя языка, затрагивают важные общечеловеческие и морально-этические проблемы добра и зла, справедливости, долга, пропускаемые через призму поведения героев в различных жизненных коллизиях, что способствует формированию у читателя критического мышления, жизненной позиции.

Ещё одним критерием, который следует учитывать при отборе текста для чтения, является его проблемность. А так же яркая и занимательная фабула, но при этом – наличие только одной сюжетной линии. Это понятие, понятие проблемности, означает наличие в тексте объективного противоречия или возможность создания такового между текстом, с одной стороны, и знаниями и опытом учеников, с другой. Проблемная ситуация служит эффективным стимулом для проникновения в суть конфликта, повышает мотивацию чтения и интерес к культуре страны изучаемого языка, создает определенный психологический настрой, способствующий речемыслительной активности учащихся. Снятие установленного противоречия есть не что иное, как разрешение определенной проблемной ситуации, творческая самодеятельность ученика

Одним из принципов отбора текстов для чтения является принцип облигаторности (термин Е.М. Верещагина и Г.М. Костомарова), предполагающий известность данного литературного произведения носителям языка и его ценность в художественном и культурном плане. К таким текстам относятся как произведения классической литературы, так и произведения современных авторов, ставшие заметным событием в культурной жизни страны.

Эффективность методического обеспечения и организации чтения зависит от релевантного отбора художественных произведений для чтения, производимого в соответствии с целом рядом принципов, среди которых, одним из важнейших является принцип предрасположенности художественного произведения к сжатому и логически ровному изложению содержания, т.е. к адаптации.

А так же, пригодность текстов или их частей для речевой практики может определяться такими, например, критериями:

актуальностью материала;

тематической близостью предмета изложения к жизненному опыту и интересам учащихся;

возможностью столкновения точек зрения и суждений, дающих повод для дискуссий;

воспитательная ценность. Отбирать текст необходимо с позиций того, какие нравственные проблемы поднимаются в них, как они решаются, близки ли они школьникам.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...

Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...

Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru