Понятие и сущность профессиональной культуры

Страница 1

Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой личности, профессионализма специалиста в области народного художественного творчества следует рассматривать по разным аспектам.

Во-первых, в технологическом плане - уровень развития технологических знаний, умений, навыков. В этой триаде умения необходимо поставить на первое место – ведь, в конечном итоге, квалификация специалиста определяется не тем, что он знает, а тем, что он умеет. Здесь можно выделить, с одной стороны, уровни овладения конкретными умениями с учетом схемы, предложенной К.К. Платоновым:

1. Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

2. Частично умелая деятельность - овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе. Руководитель этнокультурного центра, в отличие от руководителей других отраслевых систем, должен обладать умениями на уровне мастерства.

Далее, технологические умения можно подразделить по уровням иерархии профессиональных действий и деятельности (А.М. Новиков). Здесь целесообразно рассмотреть три аспекта профессиональной деятельности:

1. В зависимости от личностных качеств специалиста, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии. Операционном, когда специалист выполняет лишь отдельные технологические операции; тактическом - когда специалист выполняет полный технологический процесс, успешно используя всю совокупность наличных средств и способов труда для решения текущих профессиональных задач в изменяющихся условиях; стратегическом, - когда специалист ориентируется во всей системе производства, его экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет место и цели собственной профессиональной деятельности в соответствии с общими целями этнокультурного центра, где он работает.

Стратегический уровень профессиональной деятельности, наряду с овладением, естественно, операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда «вне профессиональных» или «над профессиональных» качеств личности специалиста: высокоразвитых познавательных умений, развитой способности творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. В этой триаде для руководителя этнокультурного центра предпочтительны стратегические технологические умения.

2. На уровне процессуального аспекта профессиональной деятельности. Побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.

Это целостная психологическая схема деятельности. Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в единстве, называется интегративной (А.М. Новиков).

Многие конкретные деятельности человека, в том числе профессиональные, часто включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Водораздел лежит в цели. Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задается человеку кем-то другим, то такая деятельность - исполнительская. Задача развития личности специалиста заключается не только в интеллектуальном и физическом развитии и т.д. Она заключается, в конечном счете, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Такое развитие должно быть основано на формировании наряду со знаниями, операционными умениями широких умений тактического, а главное, стратегического планов.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru