Понятие и сущность профессиональной культуры

Страница 1

Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой личности, профессионализма специалиста в области народного художественного творчества следует рассматривать по разным аспектам.

Во-первых, в технологическом плане - уровень развития технологических знаний, умений, навыков. В этой триаде умения необходимо поставить на первое место – ведь, в конечном итоге, квалификация специалиста определяется не тем, что он знает, а тем, что он умеет. Здесь можно выделить, с одной стороны, уровни овладения конкретными умениями с учетом схемы, предложенной К.К. Платоновым:

1. Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

2. Частично умелая деятельность - овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе. Руководитель этнокультурного центра, в отличие от руководителей других отраслевых систем, должен обладать умениями на уровне мастерства.

Далее, технологические умения можно подразделить по уровням иерархии профессиональных действий и деятельности (А.М. Новиков). Здесь целесообразно рассмотреть три аспекта профессиональной деятельности:

1. В зависимости от личностных качеств специалиста, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии. Операционном, когда специалист выполняет лишь отдельные технологические операции; тактическом - когда специалист выполняет полный технологический процесс, успешно используя всю совокупность наличных средств и способов труда для решения текущих профессиональных задач в изменяющихся условиях; стратегическом, - когда специалист ориентируется во всей системе производства, его экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет место и цели собственной профессиональной деятельности в соответствии с общими целями этнокультурного центра, где он работает.

Стратегический уровень профессиональной деятельности, наряду с овладением, естественно, операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда «вне профессиональных» или «над профессиональных» качеств личности специалиста: высокоразвитых познавательных умений, развитой способности творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. В этой триаде для руководителя этнокультурного центра предпочтительны стратегические технологические умения.

2. На уровне процессуального аспекта профессиональной деятельности. Побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.

Это целостная психологическая схема деятельности. Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в единстве, называется интегративной (А.М. Новиков).

Многие конкретные деятельности человека, в том числе профессиональные, часто включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Водораздел лежит в цели. Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задается человеку кем-то другим, то такая деятельность - исполнительская. Задача развития личности специалиста заключается не только в интеллектуальном и физическом развитии и т.д. Она заключается, в конечном счете, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Такое развитие должно быть основано на формировании наряду со знаниями, операционными умениями широких умений тактического, а главное, стратегического планов.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Подготовительная работа к решению задач
На этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru