В 1920 году состоялся I съезд работников образования, где поднимались важные вопросы, касающиеся развития образования.
Огромное значение для развития народного образования в Узбекистане имело открытие в Ташкенте 21 апреля 1918 года Туркестанского народного университета. В составе университета было 5 факультетов: литературно-философский, социально-экономический, естественно-математический, сельскохозяйственный, технический.
1918–1919 гг. в ряде мест Туркестана были созданы педагогические учебные заведения. В 1920 г. возникает новый тип педагогических заведений – институты народного просвещения – инпросы. Важнейшим условием дальнейшего строительства узбекской школы являлось создание учебников, другой учебной и методической литературы на узбекском языке, окончательный переход от арабской графики на новый алфавит.
«Анализируя развитие педагогики в Узбекистане до 1954 г. можно сказать, что это был период осуществления больших образовательных мероприятий.
Большой вклад в развитие образования внесли такие педагоги и деятели как А. Шакури, Хамза, Абдулла Авлони, Садриддин Айни, Т.Н. Кори-Ниязов, Исматулла Рахматуллаев и др.
Абдукодир Шакури одним из первых выступил за введение равного образования для девочек, впервые осуществил в своей школе совместное обучение мальчиков и девочек. Первое, что Шакури ввел в практику школы – это уроки труда и музыки.
Исматулло Рахматуллаев (1883–1962). Исматулло Рахматуллаев занимает видное место среди общественных деятелей педагогов начала ХХ века. В своих взглядах на воспитание был последователем Абдукодира Шакури.
С 1905 года начал работал учителем, участвовал в составлении первых учебников, букварей. Большой заслугой педагога является создание учебника «Путеводитель школы» («Рахбари мактаб»). До сих пор это один из лучших учебных пособий для обучения грамоте на арабском языке.
Огромны заслуги Исматулло Рахматуллаева как педагога – мастера организатора, методиста и активного общественника в подготовке новых кадров национальной интеллигенции Узбекистана.
Т.Н. Кори – Ниязов (1897–1970) Кори – Ниязов Ташмухамад Ниязович ученый, общественный деятель, академик Академии наук Узбекистана, заслуженный деятель науки.
Ещё, будучи юношей, он организовал узбекскую школу в Фергане. В 1920 году на базе этой школы и учительских курсов был открыт областной педагогический техникум, ставший в те же годы важным центром по подготовке педагогических кадров.
Окончив в 1929 году физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета и в 1931–1933 гг. работает на должности ректора данного университета. С этого времени начинается его большая педагогическая и научная деятельность. Первому из узбеков ему присваивается ученая степень доктора физико-математических наук, а в1939 – звание профессора.
С 1943 по 1947 годы он является президентом Академии наук Узбекистана. Т.Н. Кори – Ниязов является основоположником узбекской математической терминологии и оригинальной математической литературы для высших и средних учебных заведений, крупным специалистом по истории науки. Им опубликовано около 300 работ. Среди них такие, как «Улугбек и его научное наследие», «Основной курс математического анализа», «Дорога жизни», «Очерки по истории педагогики» и мн. др.
Особое место в творчестве Т.Н. Кори – Ниязова занимают работы, посвященные проблемам народного образования. За время своей педагогической деятельности он активно участвует с выступлениями и докладами на международных научных симпозиумах в Японии, Франции, Италии, Польше, Болгарии, Индии и др. странах мира.
Статьи по педагогике:
Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...
Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...
Характеристика опыта
проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального
образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...