За выдающиеся заслуги перед Родиной, в области культуры и образования Ташмухамед Кори – Ниязов был удостоен рядом высоких государственных наград и орденами, а также стал лауреатом Государственной премии им. Беруни.
Культурное строительство в Узбекистане (1922–1990). По статистическим данным в 1929 г. в 165 общеобразовательных школах обучалось 37,5 тыс. учащихся. К 1939 г. грамотность населения, обучающихся на кирилице поднялась до 88,7%, а в 1970 – до 99,7%. В 1976 в постоянных дошкольных учреждениях воспитывалось около 1 560 тыс. детей.
В 1975–1976 учебных годах. в 10 тыс. общеобразовательных школах всех видов обучалось 4,8 млн. учащихся, в 273 профессионально-технических учебных заведениях – 117 тыс. учащихся (в т. ч. в 88 профессионально-технических учебных заведениях, дающих среднее образование, – 43 тыс. учащихся), в 187 средних специальных учебных заведениях -185,2 тыс. учащихся, в 42 вузах – 246,6 тыс. студентов.
В учебниках и учебных пособиях данного периода прослеживается зашоренность идеями и мыслями тоталитарной системы.
К 1950–60 годам крупнейшими высшими учебными заведениями Узбекистана являются: Ташкентский государственный университет, Ташкентский педагогический институт, Ташкентский медицинский институт, Ташкентский сельскохозяйственный институт, Ташкентский институт связи, Самаркандский государственный университет, Самаркандский медицинский институт, Бухарский педагогический университет, Бухарский технологический институт и др. В 1975 на 1000 чел., занятых в народном хозяйстве, приходилось 779 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1939 – 61 чел.). Ведущее научное учреждение республики – АН Узбеистана. В 1975 в научных учреждениях (включая вузы) работали 30,9 тыс. научных работников.
Значительное развитие получила сеть учреждений культуры. На 1 января 1975 действовали 26 театров, в том числе Узбекский театр оперы и балета им. А. Навои, Узбекский музыкальный театр им. Мукими, Узбекский театр драмы им. Хамзы, русский драматический театр им. М. Горького и др.; 4,5 тыс. стационарных киноустановок, 3,7 тыс. клубных учреждений. Крупнейшая республиканская библиотека – Государственная библиотека Узбекской ССР им. А. Навои (осн. в 1870; 4,2 млн. экз. книг, брошюр, журналов и др.); 6,3 тыс. массовых библиотек (39,8 млн. экз. книг и журналов); 31 музеев.
В 1975 выпущено 2147 названий книг и брошюр общим тиражом 36,0 млн. экз. (1219 названий тиражом 11,2 млн. экз. в 1940), в том числе 1037 названий на узбекском языке (тиражом 22,5 млн. экз.). Издавались 141 журналов годовым тиражом в 134,4 млн. экз.; выпускались 257 газет. Общий разовый тираж 4405 тыс. экз., годовой тираж – 881 млн. экз. На узбекском языке издавалось 169 газет. Узбекская информационное агентство (УзТАГ) основано в 1918 г., Республиканская книжная палата работает с 1926 г. Первые пробные радиопередачи проводились в 1922 г. в Ташкенте. В 1927 г. вступила в строй первая широковещательная радиостанция. Передачи велись на узбекском, русском, таджикском, казахском, каракалпакском, татарском и других языках. Республиканский телецентр в Ташкенте ведет передачи с 1958 на узбекском, русском, казахском языках.
Закон о языке. В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование государственного языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение как средство коммуникативной связи межнационального общения, интегрирование в мировое сообщество.
Статьи по педагогике:
Современное понятие интеграции
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвова ...
Проведение мероприятий по формированию навыков культурного
поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...
Формирование характера у детей и пути его
воспитания
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ пове ...