Схема1: Классификация методов обучения
Традиционные методы обучения - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. К нему относятся хорошо известные: лекция (рассказ), семинар (беседа), практические занятия, и т.п. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле.
Активные методы обучения (МАО). А.М.Смолкин дает следующее определение: это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Он различает имитационные и неимитационные методы активного обучения (табл.1):
активные методы обучения | ||
неимитационные |
имитационные | |
игровые |
неигровые | |
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии |
деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи и т.п. |
коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа; |
Табл.1 Классификация методов активного обучения предложенная Смолкиным А.
Методы активного социально-психологического обучения(МАСПО)
- методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе. Это форма взаимодействия учащихся и обучающего, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (схема 2):
Схема 2: взаимодействия м/д участниками при использовании МАСПО
Использование активных методов социально-психологического обучения принципиально отличается от других методов обучения (табл.2):
Критерии |
Традиционное обучение |
Активные методы обучения |
Активное социально-психологическое обучение |
1.Позиция учащегося. |
Участие формальное. Подчеркиваются обязанности учащихся в выполнении правил и заданий. |
Участие частично формальное. |
Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие. |
2.Позиция педагога. |
Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности учителя. Преобладает односторонняя коммуникация. Чувства учащихся подавляются и игнорируются. |
Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. |
Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. Нормой является открытое и честное выражение чувств. Постоянная рефлексия того, что происходит в группе. |
3.Мотивация учащихся. |
Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки, одобрения "значимых других". |
Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. |
Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, самопознание, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение. |
4.Соотнесение целей занятий с целями учащихся. |
Учащиеся часто принимают навязанные цели и не связывают их со своими индивидуальными потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется "усредненный" подход. |
Цели выработаны педагогом, учащиеся подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. |
Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями. |
5.Распределение ответственности за результаты. |
Ответственность за результаты несет педагог. |
Ответственность за результаты несет педагог. |
Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы. |
6. Степень активности. |
Пассивность или видимая активность учащихся. Отсутствие самостоятельности, слабая речевая двигательность. |
Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех участников образовательного процесса. |
Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса. |
7.Возможности коммуникаций в учебном процессе. |
Учащиеся изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. |
Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. |
Происходит полноценный процесс общения между всеми участниками группы. |
8. Учет эмоционального состояния учащихся в сложившейся ситуации. Реализация психологического принципа "здесь и теперь". |
В большинстве случаев игнорируется. |
В большинстве случаев игнорируется. |
Учитываются процессы, происходящие в группе в данный момент, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения. |
9. Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии у учащихся. |
В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. |
Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. |
Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения. |
Статьи по педагогике:
Программные требования к преподаванию темы «Халькогены»
Тема 2. Подгруппа кислорода (4 часа) № урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 2. Сера, строение молекул, физические и химические свойства Продолжение формирования ...
Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...
Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными
имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...