В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.
Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действии учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:
основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;
содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;
художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;
возрастные особенности школьников;
уметь:
выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;
формулировать и решать педагогические задачи;
создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;
выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;
проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;
побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;
активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;
планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;
пользоваться техническими средствами обучения.
Познавательное направление связано с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня. Эти действия требуют от учителя знания:
методологических и психолого-педагогических основ научной теории;
дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;
возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;
особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;
умений:
осуществлять развивающий характер обучения путем использования различных форм деятельности учащихся и постепенного наращивания их знаний и умений;
строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;
давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;
делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;
воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям.
Эмоциональное направление проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством. Для этого необходимо знать:
социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;
значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;
особенности воздействия музыкального искусства на человека;
основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;
уметь:
воспитывать эмоциональное отношение к музыке;
управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;
формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;
воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;
воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;
стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;
постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;
расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.
Исходя из программы, перед учителями поставлены задачи: планировать и конструировать внеклассное занятие с учетом новой программы по музыке; владеть элементарными навыками лекторско – исполнительского мастерства; анализировать собственный опыт и давать самооценку своим достижениям и неудачам; анализировать опыт своих коллег с целью обобщения и использования эффективных форм и методов работы с учащимися.
Статьи по педагогике:
Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих
школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...
Педагогическая мысль в конце ХIХ и начале ХХ вв. за рубежом
Развитие педагогической мысли в России (в конце ХIХ и начале ХХвв.) Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Такого мнения придерживался и В.А. Сухомлинский. Василий Александрович Сухомлинский (1918–19 ...
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки в социально- педагогической деятельности
Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения: 1. Ребенок остался без попечения родителей. 2. Трудное материальное обеспечение в семье. 3. Родители не должным образом занимаются воспитанием дет ...