Гербарт, немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г. Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему довелось служить наставником в 1797–1800, встретил реформатора системы образования И.Г. Песталоцци. С 1805 Гербарт – экстраординарный профессор Гёттингенского университета. В 1808 по рекомендации Александра фон Гумбольдта – натуралиста, путешественника и государственного деятеля – он занял кафедру педагогики и философии в Кёнигсберге (вслед за И. Кантом). В Кёнигсберге Гербарт оставался 24 года, пока не вернулся в 1833 в качестве профессора философии в Гёттинген. Умер Гербарт в Кёнигсберге 14 августа 1841.
Взгляды Гербарта интересны тем, что, разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие – «реал» – соединяет идею вещи в себе и идею монады), он затем принялся за разработку теории обучения идеям, т.е. педагогики. Как философия, так и педагогика Гербарта оказали значительное влияние на последующее развитие этих дисциплин. В психологии получило известность предложенное им понятие «массы апперцепции». Влияние Гербарта на систему высшего образования ощущалось в Австрии и в США вплоть до появления работ Д. Дьюи, где оно нашло выражение в подчеркивании значимости литературы и истории во времена, когда главным считалось изучение античных авторов и математики. Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями. Известны также 4 ступени обучения по Гербарту: ясность (или презентация), ассоциация, система (или обобщение), метод (или применение). Многочисленные труды мыслителя были опубликованы в 12 томах в 1850. Среди них наиболее известны: Психология как знание, вновь основанное на опыте, метафизике и математике (Psychologie als Wissenschaft, neu gegründet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik, 1824–1825); Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802); Всеобщая педагогика (Allgemeine Pädagogik, 1806).
Педагогические сочинения «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и др. «Было бы лучше, если педагогика сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы не быть на задворках других наук».
В основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Была предложена система управления: угроза, надзор, запрет и т.д.
Формирование нравственного человека – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса.
Им были определены четыре ступени учебного процесса:
1. Введение нового материала
2. Установление связи между новым и уже известным
3. Обобщение и формулирование выводов
4. Практическое применение приобретенных знаний.
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения.
Статьи по педагогике:
Тестирование, проективные методы
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. По функциональным признака ...
Шкала пересчёта первичных баллов в отметки
Задания экзаменационной работы оцениваются разным количеством баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл, за выполнение заданий с развёрнутым ответом можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и пра ...
Сущность
понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...