Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя

Страница 3

Главным орудием труда учителя являются знания и умения. Знания — это эрудиция. Чем больше культурный уровень учителя, тем полноценнее его умения.

Структуру знаний учителя физической культуры составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Общественно-политические знания — теоретическая основа мировоззрения учителя.

Психолого-педагогические знания определяют уровень профессиональной подготовленности учителя, от которого зависит успех обучения, воспитания и оздоровления учащихся. Учитель физической культуры больше других учителей имеет контакт с детьми во внеурочное и внеучебное время, организуя и проводя гигиеническую гимнастику, подвижную перемену, секционные занятия, спортивные соревнования по различным видам спорта, дни здоровья, спортивные вечера и праздники и т.п.

Материал необходимо отбирать с учетом психики ребенка. Учитель сам должен заниматься самовоспитанием нужных качеств, расширять свою эрудицию в области спорта, лечебной и оздоровительной физической культуры, следить за собственным телосложением, не иметь вредных привычек.

Знание предметов медико-биологического цикла — анатомии, биомеханики, химии, физиологии, гигиены, ЛФК — составляет специфическую особенность структуры знаний учителя физической культуры. Эти знания дают возможность учителю грамотно пользоваться физическими упражнениями с учетом пола, возраста, подготовленности, уровня здоровья занимающегося.

Специальные знания — теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин — прикладной выход общей теоретической подготовки учителя. Замечено, что у некоторых учителей наблюдается преобладание теоретических знаний над методическими.

Педагогическая профессия предъявляет высокие требования к общеобразовательной подготовке учителя. Общее образование определяет уровень культуры педагога и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Одни знания, однако, не определяют еще педагогической квалификации. Знания действенны лишь в том случае, если учитель умеет пользоваться ими в практической деятельности. Знать и проявлять знания на практике — это не одно и то же. Педагогическое мастерство — единство научных знаний и высокоразвитых умений, прежде всего профессиональных. "Знать, чтобы уметь" — принцип многих учителей физической культуры. Качество и уровень умений во многом зависят от того, в какой мере они опираются на требования научной теории.

Содержание профессиональных умений и навыков учителя физической культуры составляют специальные двигательные и собственно-педагогические умения. Специальные двигательные умения включают в себя технику физических упражнений школьной программы (показ упражнений, помощь, страховку). Педагогическая техника учителя многообразна (как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбаться, посмотреть). К сожалению, этому у нас нет учат, как это имеет место в театре, балете: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота.

Чрезвычайно важным элементом педагогической техники является выразительная речь. Учитель часто подает учащимся распоряжения, команды, приказы. Сила их влияния определяется тем, как говорит учитель. Макаренко отмечал, что фразу "Иди сюда" можно произнести с 15-20 оттенками.

В собственно-педагогических умениях синтезируются теоретические знания и практические действия учителя физической культуры: умение планировать учебно-воспитательный процесс по физкультуре, анализировать результаты своего труда. В планировании выделяют две стороны: педагогическую и техническую. Первая связана с отбором и композицией учебного материала, проектированием деятельности школьников и учителя; вторая - с подготовкой материала спортивной базы для реализации проектов. В педагогических умениях проектировочного характера важными являются прогностические, дающие возможность учителю предвидеть возможные затруднения 'школьников и тем самым предупредить их. Учителю важно уметь планировать свое время, поскольку у него оно, в отличие от других учителей, не очень регламентировано.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Хозяйственное значение Северного морского пути для арктических регионов нашей страны
Роль и значение Северного морского пути, как транспортной магистрали, определялись, прежде всего, потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечен ...

Дошкольное образование в США
Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной п ...

Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru