Среди студентов экспериментальной группы обнаруживается тенденция роста баллов по "сотрудничеству" и "компромиссному" стилям поведения и уменьшения по стилю, связанному с "избеганием" и "приспособлением". В контрольной группе таких тенденций обнаружено не было. Подобное отмечается и при обработке данным методом z-критерия знаков. Доверительный интервал составил 95%. По типу "решительный — осторожный" в контрольной группе среднегрупповой показатель сместился в сторону осторожности на 0,95%. Что касается стиля деятельности "стратег — тактик", то для контрольной группы показатели первого и второго срезов отличаются незначительно, разница составляет 1,33% в пользу тактика. В экспериментальной группе ответственность, с одной стороны, и способность делать прогнозы, видеть, что будет и каковы возможные последствия в перспективе — с другой, возросли соответственно на 11,79 и 13,34%.
По стилю "творческий — консервативный" в контрольной группе существенных изменений не произошло. В то же время творческое решение задач стало преобладать над консервативным практически у всех студентов экспериментальной группы. Среднегрупповой балл изменился на 16,99% в пользу творческого подхода в решении педагогических задач. Большего студенты добились в процессе экспериментальных занятий в плане перестройки интуитивного мышления в более логичное. Среднегрупповой показатель вырос на 23,86%.
Для определения надежности полученных данных велся контроль меры лживости и честности ответов в момент тестирования. Полученные данные соответствуют высокому либо очень высокому уровню честности.
Тенденции роста решительности, ответственности, стратегических умений, а также творческого подхода в решении педагогических ситуаций становятся очевидными при обработке с помощью z-критерия знаков. Доверительный интервал равен 95%.
Однако следует отметить, что не только используемые методы позволили добиться положительной тенденции в экспериментальной группе, но и собственная активность студентов, которая в экспериментальной группе была более мотивирована сотрудничеством.
Проведенная работа позволила добиться еще одного положительного результата. В экспериментальной группе подверженность студентов стрессовым ситуациям упала на 5,75%, тогда как в контрольной изменений не отмечено. Эта тенденция подтверждается и при вычислении z-критерия знаков с доверительным интервалом Р = 95%.
Таким образом, проведенный эксперимент показал, что в процессе обучения в вузе можно заложить предпосылки для достижения успеха в профессиональной деятельности не только в плане экспертности будущего специалиста, но и в плане его личностных качеств.
Статьи по педагогике:
Социологические методы исследования
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик. Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возмож ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической
практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...
Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...