Детерминанты авторитета педагога

Страница 2

С целью проверки методики был организован педагогический эксперимент, в котором принимали участие две группы студентов 3-го курса РГАФКа. Одна группа — экспериментальная, другая — контрольная. Апробация проводилась в рамках учебного процесса на групповых занятиях по педагогике. В занятия были включены упражнения на развитие речи, информационно речевого воздействия, социально-психологические тренинги. В контрольной группе основное внимание уделялось теоретическим основам педагогики, занятия носили больше классический характер, тогда как в экспериментальной группе целенаправленно формировалось умение поставить педагогическую задачу, составить и выполнить программу управляющих действий, обеспечивающих решение педагогической задачи на практике, анализ решения и его результатов.

Основными методами контроля за результатами эксперимента были тест на оценку способностей к принятию ответственных решений (В.И. Андреев, 1992), определяющий тип особенностей и стиль деятельности, критерием которого является признак доминирования полярно противоположных действий (решительный — осторожный, ответственный безответственный, стратег — тактик, интуитивист — логик, творческий — консервативный). Тест описания поведения К.Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной (1990) для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, тест "справляетесь ли вы со стрессом", тесты на определение уверенности в себе и жизненной активности (В.М. Шепель, 1989).

В результате обработки полученных данных было выявлено, что общегрупповая активность экспериментальной группы за курс обучения увеличилась на 10,38%, а уверенность в себе, т.е. свобода от внутренних сомнений — на 24,15%, тогда как в контрольной группе каких-либо существенных положительных изменений не произошло.

Подвергнув результаты теста по выявлению типичных форм поведения индивида в конфликтных ситуациях обработке методами математической статистики, мы получили следующее: среднегрупповой балл по типу "избегание" в экспериментальной группе падает на 22,16%, тогда как в контрольной увеличивается на 1,2%. Для "избегания" характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Анализ средне-групповых баллов по тесту "сотрудничество", которое рассматривается как ситуация, в которой участники приходят к альтернативному решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон, показал рост выраженности данной характеристики в экспериментальной группе на 18,38%, тогда как в контрольной она падает на 5,7%. Подобная тенденция обнаруживается и по компромиссному типу поведения. Установлению, что среднегрупповой балл в экспериментальной группе увеличился на 26,9%, а в контрольной — лишь на 3,9%. По характеристике "приспособление", которое рассматривается как принесение в жертву собственных интересов ради другого, для экспериментальной группы наблюдается тенденция падения выраженности на 15,25%, в то время как в контрольной группе она увеличивается на 7,76%. Рассмотрение результатов по типу поведения, связанному с соперничеством, показало, что для обеих групп колебания незначительны и составляют около 2%.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...

Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru