Определенное место ритмические упражнения под музыку должны были занимать на уроках физической культуры. Дети учились изменять движения, ориентируясь на темп (быстрый, медленный), динамику звучания (громкая, тихая), характер звуковедения (плавная, отрывистая музыка), акцент. Звукоусиливающую аппаратуру на уроках музыки не использовали. Трудно представить себе реализацию этой программы в практике, так как один учитель должен был совмещать и умение играть на фортепиано, и владение методикой преподавания глухим детям физкультуры и ритмики. Не вызывает сомнения, что использование музыки в таких условиях не могло в достаточной мере способствовать решению коррекционных задач, практически не способствовало эстетическому воспитанию учащихся.
Таким образом, с 1960-х гг. (вплоть до введения музыкально-ритмических занятий в учебный план специальных школ) музыкальные средства в коррекционной работе с глухими детьми использовались недостаточно. Возможности музыки для развития учащихся были реализованы только в практике отдельных учителей-энтузиастов.
С 1986 г. В учебный план специальных школ для глухих и слабослышащих детей введена учебная дисциплина - музыкально-ритмические занятия. Обучение на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Известно, что музыка содействует ритмической организации движений, создаёт определенный эмоциональный настрой. Поэтому развитие слухового восприятия музыки у школьников способствует формированию у них ритмичных и выразительных движений. В свою очередь движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки. Двигательное моделирование музыкальных структур служит одним из основных приемов развития у детей слухового восприятия музыки.
Специальная работа над хорошей осанкой, движениями, умением напрягать и расслаблять мышцы и развитием чувства ритма положительно влияет на формирование у детей произносительной стороны речи, в том числе при использовании фонетической ритмики, разработанной в поликлинике "SUVAG" (Загреб) и активно применяемой на музыкально-ритмических занятиях. Взаимодействие музыки и устной речи при декламации песен эффективно для формирования ритмико-интонационной структуры речи глухих детей.
Статьи по педагогике:
Экономико-географическое положение Северного
морского пути
Экономико-географическое положение Северного морского пути характеризуется : выгодой использования относительно других магистралей для перемещения из Азии в Европу. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км. Значимо ...
Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...
Понятие культуры поведения и её компоненты
Культура ( от лат. сultura - воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии ...