Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущественно в учреждениях интернатного типа.
Если всмотреться в прошлое нашей педагогической истории, можно обнаружить поразительное разнообразие форм учебно-воспитательных учреждений. Некоторые из этих форм сегодня возрождаются, по поводу других идут жаркие дебаты. Ценности прошлого не переносятся механически в новые условия. Они требуют серьезного научного осмысления с учетом особенностей времени.
Школы интернатного типа в России стали появляться в 18 столетии. Первыми из них были школа математических и навигационных наук в Москве и Морская академия в Петербурге. Во второй половине 18 в. открылись кадетские корпуса, Институт для благородных девиц в Смольном, Воспитательный дом в Москве, частные дворянские пансионы и другие учреждения. Это были заведения закрытого (интернатного) типа, в которых при достаточно высоком уровне обучения акцент ставился, прежде всего, на задаче, сформулированной еще итальянскими гуманистами,- « ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа».
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского — золотой фонд отечественной педагогики. Воспитание детей сирот было предметом его особого внимания и заботы. Его педагогическая деятельность в годы ее расцвета протекала в закрытых воспитательных учреждениях. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных жизни, деятельности и научно-педагогическому наследию, многие прогрессивные идеи великого русского педагога остались невостребованными. Мы имеем всего лишь несколько исследований наследия К.Д. Ушинского (В.И. Куфаев, И.И. Данюшевский) по такой насущной проблеме, как воспитание детей в воспитательных заведениях.
К.Д. Ушинский поставил перед сиротскими учреждениями своего времени высокую гуманную цель: заменить по возможности родителей детям, дать им воспитание и поставить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть деятельными, честными и полезными членами государства, которое их воспитало. Он ратовал за то, чтобы каждое сиротское заведение подготовляло своих воспитанников к самым разнообразным назначениям в жизни сообразно их способностям и наклонностям, т. е. поступало бы так, как поступают благоразумные родители. Уклад жизни сиротского заведения должен соответствовать воспитательным целям. В связи с этим он писал: «Никакое сиротское заведение не может назначить одной какой-нибудь жизненной цели для призреваемых им сирот. Заменяя для них, родите лей, оно должно и поступать, как поступают благоразумные родители; давать каждому сироте (по возможности) образование, сообразное с его способностями, и открывать каждому из них дорогу в жизнь, которая сообразна с его способностями, наклонностями и образованием.
Всякое однообразное назначение для воспитанников сиротского заведения непременно парализует его воспитательную и образовательную деятельность».
Поэтому К.Д. Ушинский рекомендовал, чтобы сиротское заведение способнейших из своих воспитанников, показавших решительную склонность к занятиям науками, помещало «пенсионерами» в общие гимназии Министерства народного просвещения с тем, однако, чтобы сиротское заведение как опекун призреваемых им сирот продолжало следить за их учением и развитием их способностей и наклонностей или оставляло их оканчивать курс в гимназии и идти потом в университет, или помещало в какие-нибудь технические учебные заведения также «пенсионерами». В числе различных назначений, избираемых я сирот, Константин Дмитриевич считал весьма целесообразной подготовку воспитанников к педагогической деятельности и всемерно защищал идею создания педагоги ческой семинарии при сиротском заведении, которая «откроет для сирот самое лучшее и самое полезное назначение в жизни». Защищая это, Ушинский исходил из того, что хорошим педагогом легко может сделаться только тот, кто сам получил правильное педагогическое воспитание.
К.Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Он считал, что человек в онтогенезе развивается в процессе деятельности, основным организующим фактором которого является воспитание. В своем глав ном, но, к сожалению, незаконченном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он поставил перед собой задачу сформулировать основные законы человеческой природы и разработать психологические основы педагогики. На писанные им тома этого труда раскрыли в значительной мере душевный мир человека и показали педагогам-воспитателям те законы человеческой природы, знание которых им так необходимо в практической деятельности.
Чтобы знать «предмет воспитания», педагог дол жен стремиться узнать его «каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями». Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Оп должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и великого характера.
Статьи по педагогике:
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая
обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...
Аспекты речевого развития детей
На современном этапе созданы разнообразные программы по развитию речи детей в дошкольном возрасте: · «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983-1984 гг.) – основа разработки современного содержания обучения. · «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васил ...